Чем отличается лампочка от солнца?

В кабинете у психолога — пост пикабушника Gorog55. Комментариев - 50, сохранений - 2. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост!

Чем отличается лампочка от солнца?

В кабинете у психолога

Проходил несколько лет назад шоферскую комиссию в частной клинике. Последним врачом остался психолог.

Захожу в кабинет — там сидит 4 сотрудника, как я понял, 2 психолога, 1 нарколог и 1 ответственный за проставление печатей в справки 😀

Кстати, общение с этим психологом — самый странный диалог, который был в моей жизни.

Поздоровался с врачом (в), сел на стул и психолог задал стандартный вопрос:

В — Отсчитайте от 1000 до 0 отнимая 7 каждый раз.

Я сначала считал на ходу, потом заметил закономерность и дошел до отрицательного числа без запинок, думал, что все хорошо и сейчас получу последние справки и пойду домой, но.

В — смотрел на меня прищурившись секунд 5, а потом достал книжку, на каждой странице было 4 рисунка и 1 из них был лишний.

Первые 3 страницы ответил правильно, а на 4 встрял)

Есть 4 рисунка: Лампочка, масляная лампа, солнце, керосиновая лампа.

Я подумал, что правильный ответ должен выдать даже человек, который не знаком с астрономией и физикой, поэтому и ответ должен быть «на поверхности». В масляной лампе горит масло, в керосиновой — керосин, солнце, можно сказать, горит, а в лампочке нить раскалена.

В — нет, аргументируйте

Я — Масляная и керосиновая лам.

Я — Я не договорил. Лампоч.

В — Нет, какой правильный ответ?

В — Нет, какой правильный ответ?

Тут я немного выпал в осадок от манеры общения моего собеседника и начал искать другой вариант ответа. Взглянул на рисунок еще раз. Лампочка, керосиновая и масляные лампы были изображены детально (как в учебниках), а солнце было изображено, как на детских рисунках, в углу, видно лишь четверть рисунка и лучики в разные стороны.

Я — Все остальные рисунки.

В — Почему солнце?

Я — Другой стиль изобра.

В — Секунд 10 он еще смотрел прищурившись на меня и спрашивал, какой рисунок лишний. Потом ему надоело тролить меня и он спросил:

В — Чем отличается камень от кирпича? (Тут я понял, как прост был ответ, как сильно я затупил и улыбнулся)

Я — Ясно, солнце лишнее пото.

Я — . Кирпич от камня отличается тем, что кирпич — результат труда человека, а камень — природный материал.

В — Какой правильный ответ?

Я — Солнце — не результат труда человека.

В — Правильно. Я не буду давать Вам справку.

В — Не хочу. Убедите меня дать Вам справку.

Я — Каким образом?

В — Не знаю, Вы склонный к физическому насилию агрессивный человек.

Я — Аргументируйте. 😀

В — Нет. Давайте сделаем так. Назовите мне 3 Ваших положительных качества, чтобы я могу выписать Вам справку.

Я — Пунктуальный, че.

В — Я Вам не верю (Повода не верить в мою пунктуальность я ему не давал и решил, что он просто продолжает до***ваться до меня с целью потролить или хз какой.)

Я — Почему Вы мне не верите

В — Потому что Вы говорите неправду!

Я — Поверьте мне, я говорю правду.

Я — Хорошо, продолжим. Честны.

Тут я стал понимать, что спрашивает он, не потому что хочет услышать мои положительные качества,а спрашивает для того, чтобы взбесить меня сильнее, с этой же целью он постоянно перебивал меня.

Улыбнулся, посмотрел на него и сказал:

Я — Я очень внимателен к деталям, рассудительный и смекалистый парень))

Он дал мне договорить, а это уже успех, как мне показалось))

Врач перестал щуриться, улыбнулся и я услышал тихий смешок.

В — Хорошо, я дам Вам справку, но знайте, что Ваш интеллект на дороге не поможет Вам, каким бы умным Вы не были бы, Ваш характер Вас погубид. О_о

После этого он направил меня к девушке, которая выдала мне справку.

ps. Это был самый странный диалог в моей жизни. Я до последнего думал, что справку не получу. И мне даже было обидно, что я так сильно тупил, что пошел в платную клинику, т.к. очереди такие же, как в бесплатных, но в бесплатных всем моим одногруппникам давали справки за ответ на вопрос: «чем отличается стекло от зеркала?».

Особенности дифференциальной диагностики расстройств мышления на примерах клинической практики (15 стр.)

Примеры грубых расстройств мышления: «Лишнее замОк, остальное построенное человеческими руками, оно деревянное, а замок металлический», «Лишнее замОк, остальное имеет крыши».

Ответы, часто встречающиеся при ОЗГМ: «Лишнее шалаш, потому что остальное можно закрыть на замок», «Пусть будет лишнее замОк, потому что остальное дома. Он, конечно, тоже нужен, но мы представим, что здесь у нас все двери открыты», «Лишнее замОк, все остальное закрывается замком».

9. «Солнце, свеча, керосиновая лампа, лампочка»

Классический вариант ответа больных шизофренией заключается в обобщении по принципу наличия настоящего огня, т. е. исключается лампочка: «Лишнее лампочка, потому что остальное живой огонь», «Лампочка, потому что остальное – это природный огонь», «Лампочка, потому что это искусственное излучение, остальное – естественное», «Лампочка, потому что это электроэнергия, а остальное – натуральный огонь».

Другие ответы больных шизофренией: «Лишнее солнце, остальное – это придуманные технические средства для добывания света, смастеренные приборы, а солнце светит бесплатно, днем. Остальное может светить и днем, и ночью», «Солнце, потому что остальное земное, а солнце неземное», «Солнце, потому что его Создатель создал, а остальное – рукотворные источники света», «Солнце, остальное используется в доме, а солнце на улице», «Солнце, оно на улице должно быть, а остальное можно включать, оно будет гореть», «Солнце, остальное нужное для глаз, свет, солнце дает тепло», «Лампочка – она просто так не горит, нужно ее вкручивать, остальное поджигать», «Лампочка, потому что остальное – это предметы солнечного света, в лампочке нет огня», «Солнце, потому что оно должно светить над нами, на нас действует, остальные приборы соответствуют, включаются, где необходимо, а солнце сейчас не греет», «Лишнее солнце, потому что оно живое; или лампочка, потому что она только светит, а остальное еще и греет», «Свеча, все это дает свет, но свечу можно задуть, и света не будет», «Керосиновая лампа, потому что когда в нее наливают керосин, то исходит неприятный запах, а от остального исходит аромат», «Солнце, потому что оно светит всегда, никогда не угасает, остальное гаснет», «Лампочка, ее нужно ввернуть, чтоб она горела, а остальное светится само», «Свеча, потому что она быстрее сгорит, чем все остальное», «Солнце, потому что оно не всегда светит, заходит, а остальное всегда светит», «Солнце, потому что оно живое, остальное – это освещающие предметы, неживые, они находятся на других предметах – например, лампочка вкручивается, а солнце находится в небе», «Лампочку нужно ввернуть, чтобы она горела, а остальное светится само», «Солнце всегда горит, а остальное только когда зажгут», «Лишнее солнце, от остального больше света, солнцем нельзя дома пользоваться», «Свечу нужно зажигать спичками, остальное светит само», «Солнце светит от своей силы, остальное от зажигалки», «Солнце, остальное – придуманные технические средства для добывания света», «Солнце, от остального больше света, и солнцем нельзя дома пользоваться», «Лишнее солнце, остальное работает от чего-то – свеча от воска, фитиля, лампада от горючего, лампочка от электричества, а солнце – ему надо, оно взошло, надо – скрылось», «Лишнее солнце, остальное зажигается, а солнце на небе светит, когда может по температуре», «Лишнее солнце, остальное дает свет и днем и ночью, а солнце ночью не дает свет», «Лишнее солнце, потому что оно высоко, его руками не достать, а остальное в обиходе», «Лишнее лампочка, она современная, остальное использовалось в прежние века, солнце было, есть и будет».

Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее керосиновая лампа, потому что ей сейчас не пользуются», «Солнце – сейчас его нет, на улице пасмурная погода, так что необходимо освещение – оно, наверное, нужнее, чем солнце», «Солнце, потому что в остальном нужно участие человека – лампочку ввернуть, зажечь», «Свеча, она здесь не нужна, здесь есть электричество и солнечный свет – сейчас день».

10. «Пуговица, катушка, крючок, пряжка»

Достаточно часто больные шизофренией исключают пряжку, потому что остальное, по их мнению, является предметами шитья: «Пряжка лишняя, остальное нужно пришить, а пряжку надо вставлять», «Пряжка в ремне, остальное в шитье».

Также часто руководствуются признаком материала, из которого сделаны данные предметы: «Лишнее катушка, она деревянная, остальное металлическое», «Если катушка железная, то лишнее пуговица, потому что остальное железное», «Лишнее катушка, потому что она деревянная, а остальное пластиковое, железное», «Катушка, потому что остальное металлическое, а катушка пластмассовая или деревянная».

Другие примеры ответов больных шизофренией: «Катушка, потому что она пустая, не может быть использована, а остальное может», «Лишнее катушка, потому что остальное – это частички одежды. Катушку тоже можно прилепить к одежде, но все-таки это не то», «Катушка, остальное держит ткань», «Крючок для подвешивания, остальное для шитья», «Лишнее катушка, остальное – предметы декора, застегиваются, а катушка без ниток», «Катушка, остальное от одежды, а катушку не наденешь».

Ответы, характерные для больных ОЗГМ: «Лишнее пряжка, остальное пришивают, на катушке нитки», «Катушка, потому что на ней нет ниток пришить все», «Катушка, потому что на ней нет ниток, ничего не пришить, а остальное пришивается», «Пряжка, потому что нитками можно пришить крючок и пуговицу», «Крючок, катушка пришивает пуговицу, пряжку», «Лишнего ничего нет, потому что это все швейное, ниткой скрепляют», «Лишнее крючок, потому что можно обойтись и без него», «Катушка – остальное это то, на что застегивают».

11. «Телефон, балалайка, радио, письмо»

К классическому ответу больных шизофренией относится обобщение по принципу наличия способности предметов издавать звуки, т. е. исключается письмо, остальное объясняется как «Остальное – это звуковые предметы, их можно услышать», «С помощью остального можно слушать музыку», «Остальное говорящее, музыкальное», «Остальные предметы издают звук», «Остальное – звенящее, бренчащее, играющее», «Остальное звуковое», «Издает звук», «Лишнее письмо, потому что это зрительная передача, а остальное – звукоиздающие предметы», «Лишнее письмо, остальное говорящее, поющее, и письмо можно в голове удержать», «Лишнее письмо, остальное объединяет музыка. Радио и балалайка связаны с музыкой, телефон связан с музыкой тем, что может позвонить друг, включить магнитофон».

Другие ответы больных шизофренией: «Лишнее балалайка – остальным можно передать информацию. Хотя балалайкой тоже можно передать информацию, музыка – способ передать настроение», «Письмо, его нужно писать, а остальное для того, чтобы разговаривать», «Лишнее письмо, остальное предметы, неодушевленные. Письмо рукотворное, оно кому-то лично предназначается, для души», «Письмо, потому что сделано из бумаги, остальное из деталей», «Лишнее радио, ему нужна антенна для передачи информации, в остальных случаях не нужна. Балалайка тоже передает информацию – это духовная связь», «Балалайка, потому что остальное несет информацию, а балалайка только воспроизводит звуки», «Лишнее письмо, остальными предметами можно задействовать слух, а письмом задействовать зрение», «Письмо, потому что это неожиданно появившийся предмет, а остальное находится под рукой», «Письмо, потому что остальное – это предметы общего пользования, эти вещи сделаны из чего-либо, а письмо – это бумага», «Балалайка, потому что все остальное может что-то рассказать словами, а балалайка не может сказать слов, она издает музыку», «Письмо, потому что остальное – это бытовые принадлежности, а письмо – это бумага, не издает звуков», «Письмо, потому что остальное относится к разговорной теме, под балалайку можно петь», «Письмо, остальное передает известия о человеке, предметы пользования человеком, а письмо – это интеллектуальный уровень», «Лишнее письмо, остальное издает сигнал, балалайка – музыку, радио – передачи, например, «Точное время», телефон звенит, по нему разговаривают, а письмо – это бумага», «Лишнее письмо, у остального есть струны – у балалайки есть, у телефона трубка (провод), похожая на струну, а радио же не может просто так работать – там, наверное, внутри струны», «Лишнее письмо, остальное – рабочие инструменты, телефон работает. Письмо – бумага, остальное – вещи. С письмом человек работает».

Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее радио, я информацию могу и по телефону узнать, осталась бы с остальным», «Балалайка, потому что она относится к профессии, а остальное – предметы быта», «Радио, потому что если пользоваться остальным, то радио надо выключить, оно будет мешать», «Лишнее письмо, дома у человека есть радио, балалайка, он разговаривает по телефону. В наше время, когда есть телефон, письма уже не нужны», «Письмо, потому что остальное передает информацию из письма – по телефону, по радио, под балалайку можно спеть песню, если в письме ее текст».

12. «Кровать, шкаф, комод, этажерка»

Среди больных шизофренией распространенным является вариант обобщения по принципу материала, из которого изготовлена мебель, изображенная на картинках: «Лишнее этажерка, потому что остальное – мебель, этажерка сделана из пластмассы, а мебель делают из дерева», «Этажерка из пластика, а остальное из дерева», «Лишнее кровать, она железная, остальное из дерева», «Лишнее этажерка, она обычно из пластика, а остальное деревянное», «Лишнее кровать, остальное деревянная мебель, а кровать железная».

Чем отличается птица от самолета? Правильные ответы на вопросы психологических тестов

Психология — это наука, которая изучает закономерности психической деятельности человека. В своей практике специалисты используют много различных методов, но самые основные — это наблюдение, самонаблюдение и эксперимент. Они весьма длительны и требуют множества затрат, как минимум временных. Некоторые наблюдения и эксперименты длятся годы и десятилетия. Что же делать специалисту, у которого есть только несколько минут на обследование пациента?

Для таких случаев было разработано множество тестов, опросников и различных психологических методик.

Что такое психодиагностика?

Это одна из отраслей психологии, которая изучает психологические особенности личности посредством тестов, опросников и другого психологического инструментария. Зарождение этой науки приходится на вторую половину 19-го столетия.

Считалось, что никакими экспериментальными методами изучить или исследовать личность невозможно, но оценке поддаются отдельные психические процессы и состояния.

Изучать можно отдельно память, внимание, восприятие, мышление, речь, представление и чувствительность — это познавательные психические процессы. Как раз изучением вышеперечисленных характеристик и занялись первые экспериментаторы. Они попытались исследовать память, внимание и восприятие в лабораторных условиях.

Виды методов исследования

Методы психодиагностики можно поделить на две группы: формализованные и малоформализованные.

Первые имеют четкие вопросы и несколько вариантов ответов, каждый из которых указывает на отдельную особенность. К ним относят все виды тестов, опросников и проективные техники. Они строго регламентированы, поэтому их легко компьютеризировать. Главным недостатком таких исследований является субъективность: они редко учитывают состояние испытуемого на момент тестирования, уровень его самооценки, психологическую атмосферу в коллективе, где проводится тестирование, температуру в помещении и многие другие нюансы, которые влияют на ход психических процессов.

Вторые, малоформализованные, включают в себя наблюдения, интервью, беседы. Многое о психике человека может сказать и анализ продуктов деятельности. Например, специалисты во время беседы дают клиенту листок и ручку. Часто мы что-то помимо воли рисуем на полях тетради, эти непримечательные бессмысленные закорючки могут рассказать о человеке больше, чем он сам о себе. Этот материал в силах обработать только живой человек — психолог, что занимает много времени, но имеет более точный результат.

Экспресс-методики

Часто в условиях конвейерной работы, когда приходится опрашивать или проверять на профессиональную пригодность сразу много людей, психолог имеет очень ограниченное время. Это касается медкомиссий (на военную службу, на работу, на водительские права), где обязан присутствовать данный специалист.

Если процедура психологического исследования не является формализованной, то специалисты на первом этапе часто используют методику «Сравнение понятий».

Когда специалист владеет и физиогномическим мастерством, то за одну минуту можно узнать потенциальную пригодность или непригодность человека.

Какие вопросы обычно задают?

  • Чем отличается птица от самолета?
  • Какие отличия между солнцем и лампочкой?
  • Чем остров отличается от полуострова?
  • Чем похожи роза и шуба?

На первый взгляд, это очень смешные и нелепые задания. Но отвечать на них нужно достаточно серьезно, хотя некоторые специалисты оценивают смех испытуемого как первый признак адекватности.

Как отвечать?

Начнем с того, что в обществе существуют негласные и прописанные правила поведения, мышления и восприятия. Эти нормы меняются с годами, и то, что было актуально много лет назад, может считаться серьезным отклонением в наши дни. Что такое норма? Очень просто, норма — это то, что характерно для большинства в данный период времени. Поэтому на такие вопросы стоит отвечать так, как бы это сделало большинство адекватных людей.

Чем отличается птица от самолета? Правильный ответ очевиден: птица — живое существо, а самолет — творение рук человека. Так скажет большинство нормальных людей. Совершенно необязательно быть осведомленным в авиастроении и орнитологии. На самом деле между этими двумя предметами отличий больше, чем сходств, поэтому так много вариантов ответа, по которым психолог может определить адекватность человека.

Чем отличается солнце от лампочки? Вероятно, тем же, чем самолет отличается от птицы. Правильный ответ: Солнце — это звезда, неживая природа, а лампочка — искусственное средство освещения.

Особенности людей с нарушением мышления

Умение обобщать является одной из главных операций абстрактно-логического мышления. Люди, для которых не составляет труда объединить предметы или явления в единую группу по общим признакам, быстрее мыслят, лучше решают проблемы. Для таких личностей характерен высокий уровень вербального интеллекта и умение видеть стержень проблемы.

Если человек обобщать не умеет, для него мир состоит из множества несвязанных нюансов, все вещи, идеи, знания создают полный бардак в голове и не разложены по полочкам. Мозг таких людей все время работает на больших оборотах, что может в какой-то момент спровоцировать серьезные психические расстройства и агрессию.

Как люди с нарушенным мышлением отвечают на данные вопросы?

Если человек не умеет обобщать, то его ответ будет содержать один или множество отличительных нюансов, а их и правда не мало. Если его попросят называть отличия птицы от самолета, то он будет передвигаться по множеству отличительных признаков:

  • размер (самолет значительно больше птицы);
  • скорость (самолет намного быстрее летает);
  • оперение (у птицы есть, у самолета нет);
  • птица машет крыльями, а самолет нет;
  • птица питается едой, а самолету нужно топливо и т.д.

Как видим, много найдено отличий, каждое из них правильное, но ключевое не названо.

Чем отличается лампочка от солнца?

Ежедневно на протяжении всей своей жизни мы неразрывно связаны со светом, что оказывает влияние не только на наше зрительное восприятие окружающего мира, но и на здоровье, самочувствие, продуктивность и настроение.

С давних времен по своей природе человек с восходом солнца просыпается, когда солнце находится в своём пике – работает, а с наступлением ночи готовится ко сну. Это не случайно и взаимосвязано со светом. Каким образом? Для этого необходимо рассмотреть характеристики света

Световое излучение характеризуется такими параметрами, как световой поток, сила света, яркость, освещенность и др., но подробней хотелось бы остановиться на спектральных характеристиках и их взаимосвязи с природой.

Свет – это видимая область электромагнитного излучения в диапазоне длин волн от 380 нм до 780 нм. Именно в этом диапазоне оптическое излучение способно возбуждать сетчатку глаза человека и создавать зрительный образ.

Помимо видимой области излучения в светотехнике рассматривают также ультрафиолетовое (длина волны от 1 нм до 380 нм) и инфракрасное излучение (длина волны от 780 нм до 1 мк).

Видимое излучение с разной длиной волны воспринимаются глазом как разные цвета:

Таблица 1. Длины волн различных цветов

Длина волны

от 380 нм до 450 нм

от 450 нм до 480 нм

Границы цветов приблизительны – разные люди отличаются друг от друга восприятием цветовых сигналов головным мозгом. Для нас же самым наглядным примером видимого спектра в природе является радуга.

Полный видимый спектр на шкале излучений различных длин волн выглядит так:

Белый свет является смешением всех (или нескольких) цветов спектра в определенной пропорции. Если луч белого света пропустить через стеклянную призму, то он разложится на спектр (явление дисперсии света).

Различные цвета мы видим каждый день и не придаём значения тому, что это очень сложный процесс восприятия. Цвет предмета определяется спектральным составом света и спектральными характеристиками отражения и пропускания материалов.

Цвет – это объективная величина, которая может быть измерена и выражена конкретными параметрами. Для этого чаще всего используют колориметрическую систему координат цветности:

На рис. 3 представлено поле реальных цветов. На ограничивающей его кривой линии отмечены длины волн монохроматических излучений, воспринимаемых глазом – от 380 (фиолетовый цвет) до 700 (красный цвет) нм.

Средняя часть цветового поля – это область белых цветов. В ней проходит линия – кривая теплового излучения, то есть кривая координат цветности белого света.

Цветность белого света зависит от цветовой температуры – температуры чёрного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового фона, что и рассматриваемое излучение. Цветовая температура измеряется в градусах Кельвина.

Цвет излучения тепловых источников света (ламп накаливания) очень точно соответствует данной кривой на графике.

На рис. 4 представлено наглядное сравнение источников света с различной цветовой температурой.

Многие ошибаются, полагая, что чем выше цветовая температура, тем свет «теплее», чем ниже – «холоднее». Ассоциация происходит с температурой тела и воздуха, когда при повышении температуры становится теплее.

В случае цветовой температуры света можно провести аналогию с цветом звёзд.

Цвет звезды зависит от температуры на поверхности: чем больше тепла звезда излучает, тем более голубой цвет она имеет, и наоборот, самые холодные звёзды по температуре на поверхности имеют оранжевый и красный цвет. Как видно из рис. 5, самые горячие небесные тела – голубые звёзды с температурой 30000 К, самые холодные звёзды – красные с температурой 3500 К, солнце в середине дня имеет температуру на поверхности 6000 К и желто-белый цвет.

2. Влияние цветовой температуры источников света на человека

В современном мире большая часть нашего активного времени суток проходит на рабочем месте, т.е. под воздействием искусственного освещения. Качество света и его достаточное количество – важная составляющая верного восприятия окружающего мира. Формы объектов, цвета, люди, предполагаемые опасности распознаются нами, если обеспечивается достаточные уровень освещенности, время воздействия света и его цветность. Наравне с визуальными эффектами, цветность влияет также и на другие сферы жизни человека.

С конца 20-го века было проведено большое количество исследований незрительного воздействия света на организм. Оказалось, что в глазах человека имеются не только известные рецепторы – колбочки и палочки, воспроизводящие изображения предметов, но и фоторецепторы, воспринимающие свет без образования изображения – меланопсин. Эти рецепторы отвечают за выработку гормона мелатонина, кортизола, регулируя циркадные ритмы человека.

Циркадные ритмы – это внутренние фундаментальные биологические циклы организма с периодом 24 часа, такие как сон, температура тела, пищеварение. Циркадные ритмы влияют на выработку гормона «сна» — мелатонина, производят и выравнивают определенные физиологические реакции в зависимости от уровня освещенности и цветовой температуры.

Гормон мелатонин отвечает за отдых и расслабление организма и работает в партнерстве с другими гормонами (кортизол, серотонин, допамин). В течение дня кортизол обеспечивает бодрость и стрессовую реакцию организма, серотонин контролирует импульс и углеводную потребность, а допамин обеспечивает хорошее настроение, удовольствие, бдительность и координацию.

Высокий уровень мелатонина является причиной сонливости, но он может быть урегулирован воздействием на другие гормоны. Т.к. в течение рабочего дня регулировать уровень естественного освещения сложно, то оказывать влияние на эти четыре гормона, следовательно, и на циркадные ритмы, можно благодаря правильному выбору цветовой температуры источников искусственного освещения.

Воздействие на циркадные ритмы человека происходит за счет изменения уровня освещенности и цветовой температуры в определенные фазы суток. Например, синяя спектральная составляющая подавляет мелатонин и активизирует кортизол, что подходит для середины дня, обеспечивая высокую работоспособность человека, умственную и физическую активность. Излучения в желтом спектре подходят для утра и вечера, когда организм расслабляется и восполняет жизненные силы. Таким образом, изменяя цветовую температуру можно напрямую влиять на самочувствие человека, его настроение и работоспособность в течении дня, не нарушая жизненных циклов.

3. Практическое применение различной цветовой температуры в искусственном освещении

В настоящее время стало возможным применить на практике знания, что освещение в теплом спектре активизирует гормоны отдыха и действует расслабляюще на организм, освещение в нейтрально белом цвете обеспечивает комфортное выполнение текущих задач, а освещение в холодном спектре способствует умственной активности.

Для этого можно обеспечить биологически и эмоционально эффективное освещение двумя способами:

  1. Первый способ – это эффективное распределение освещения с различной цветовой температурой по времени и зонам:

Например, для стандартного рабочего времени подходит цветовая температура источников света равная 4000 К.

Для совещаний и важных переговоров необходима цветовая температура в 5000 К. За счёт более холодной цветовой температуры активизируется выработка гормона кортизола, что приводит к улучшению мозговой деятельности и концентрации.

Но в течение рабочего дня человеку необходим ещё и отдых для восстановления сил. Для этой цели в помещениях отдыха обеспечивают цветовую температуру источников света 3000 К.

  1. Второй способ – это обеспечение повторения суточного солнечного цикла с помощью источников света.

В основе данного метода лежит зависимость естественного солнечного цикла от цветовой температуры излучения и зависимость человека от солнечного цикла. Если понаблюдать за солнцем в течение дня, то можно увидеть следующую картину:

Как известно, человек ориентируется во времени по естественному освещению (смена дня и ночи), и что свет имеет влияние на человеческие биоритмы.

Утром, при восходе солнца (при теплой цветовой температуре) начинает снижаться выработка мелатонина, и организм пробуждается. Днём (при переходе от нейтральной цветовой температуры к холодной) при выработке кортизола повышается работоспособность. Вечером (при тёплой цветовой температуре) выработка кортизола уменьшается, мелатонина – увеличивается, организм входит в состояние покоя и готовится ко сну. Сохранить гармоничный для организма человека цикл цветовой температуры в искусственном освещении можно, организовав запрограммированное изменение цветовой температуры источников света.

Таблица 2. Зависимость организма от цветовой температуры источников света

Цветовая температура

Что происходит

Эффект

2700 – 3000 К, тёплая

Выработка гормона мелатонина, снижение выработки гормона кортизола

Утром – пробуждение, днём – отдых, расслабление, вечером – подготовка ко сну

4000 – 5000 К, нейтральная

Выработка гормона кортизола, снижение выработки гормона мелатонина

Основное рабочее время – увеличение концентрации

5000 – 6500 К, холодная

Выработка гормона кортизола

Пик активности мозга, концентрации, внимания и продуктивности

Таким образом, обеспечив один из подходов управления освещением на рабочем месте, можно грамотно положительно влиять на самочувствие и продуктивность сотрудников.

4. Торговое освещение

Где ещё можно наблюдать влияние цветовой температуры источников света на человека? В магазине. Да, это влияние не меняет настроения покупателя, но помогает сделать выбор. При правильном освещении булочки будут выглядеть вкуснее, а рыба и мясо – свежее.

В настоящее время вопрос, какой товар и в каком магазине выбрать, возникает каждый день. Современного потребителя, т.е. каждого из нас, окружает множество магазинов, конкурирующих между собой, но мы всегда пойдём в тот, где товар лучше. А товар лучше там, где его правильно презентуют.

В чём состоит взаимосвязь презентации товара и спектральных характеристик света?

Для торгового освещения важным требованием является качественная передача визуальной информации о товаре потребителю, что можно обеспечить с помощью качественного освещения. За это отвечают такие параметры как высокий уровень освещенности, высокий индекс цветопередачи, правильно подобранная цветовая температура источника и использование специальных спектров.

Различные группы товаров требуют различного освещения: существуют специальные спектры излучения источников, подчеркивающие натуральные оттенки предметов.

К примеру, мясо подсвечивают спектром со смещением в красный цвет, чтобы оно выглядело аппетитно.

Замороженные продукты и рыбу подсвечивают светом с холодной цветовой температурой (5000-6500 К), что подчеркивает свежесть, блеск и охлажденность.

Хлебобулочные изделия подсвечивают теплым светом (2700-3000 К). Как правило, хлеб выложен на натуральных материалах теплых оттенков (дереве), что усиливает гармоничный вид.

Фрукты и овощи освещают направленным светом с высокой цветопередачей, чтобы товар выглядел ярким, свежим и привлекательным.

В табл. 3 приведены дополнительные виды товаров, которые также можно выгодно подчеркнуть:

Таблица 3. Виды товарного ассортимента и необходимые им цветовая температура и смещение спектра

Товарный ассортимент

Цветовая температура, К;

Смещение спектра в цвет

Светодиодная лампочка солнечного спектра — плюсы, минусы, подводные камни.

С момента изобретения светодиодов и массового внедрения светодиодных лампочек, несмотря на все их преимущества, нам не хватало от них самого главного – привычного света.

А что может быть более привычным, чем равномерный солнечный спектр?

Вместо него светодиодные лампочки у нас всегда ассоциировались с чем-то холодным. Есть, конечно, лампы и с теплыми оттенками, но даже свет от них совсем не похож на свет от солнышка.

В таких моделях всегда присутствуют какие-то пики одного оттенка и как следствие, плохая цветопередача.

Наш глаз, как и камера подстраиваются под ту или иную цветовую температуру. И если эта линия частично прерывается пиками и впадинами, то глаза напрягаются, мозг начинает путаться, появляется непонятная усталость.

Как говорится, хотели как лучше, получилось, как всегда. Сначала, якобы запретили обычные лампочки накаливания (теперь их можно купить под названием “теплоизлучатель” ), а потом выясняется, что всевозможные альтернативные энергосберегайки и свет дают хуже, и стоят дороже.

Человек сперва сам себя загоняет в ловушку, искусственно создавая проблему, а потом героически ее решает.

И вот наконец пришел тот день, когда на рынке в доступном сегменте появились светодиодные лампочки с солнечным спектром.

Изготавливаются они на основе светодиодов SunLike (как солнце).

Чем они отличаются от всех остальных? В обычных светодиодных лампах применяются кристаллы, излучающие синий свет.

И только за счет заливки люминофором этот свет становится белым. Каким образом?

Люминофор используется не простой, а двухкомпонентный. Проходя сквозь него, часть спектра превращается в зеленый, а другая в красный.

Синий же цвет проскакивает люминофор без каких-либо изменений.

    во-первых, используется трехкомпонентный люминофор
    во-вторых, изначальный свет излучения кристалла фиолетовый, а не синий

Вследствие этого мы на выходе получаем ровный спектр из красной, синей и зеленой составляющей.

В таких лампочках уже нет характерных пиков или провалов определенного цвета.

Лампочки с подобными светодиодами в нашей стране продвигаются под брендом Remez. Сегодня их можно приобрести за сносные 350-400 рублей.

Продаются модели как с теплым светом в 3000К, так и с холодным 5700К.

Для кого-то 3000К это конечно слишком “тепло”, а 5700К – довольно “холодно”. В этом случае можно немного схитрить.

Ставите в одной люстре рядышком одну лампочку 3000, а другую 5700. В итоге освещение получится даже более приятным, чем при 4000К.

Ну или можете дождаться от производителей выпуска других моделей. Они их уже анонсировали.

Соотношение доступных мощностей к обычным лампам накаливания, следующие:

    5Вт SunLike – 30Вт лампочка накаливания

Лампочки абсолютно безопасны для вашего зрения и имеют низкий уровень пульсаций – менее 0,5%.

Индекс цветопередачи (Ra) – более 95.

Правда у маломощных экземпляров (5Вт) имеется широкоизвестная проблема с подключением через выключатель света со встроенной подсветкой.

Лампочка начинает еле-еле светиться в отключенном состоянии. Но все это решаемо в течение 5 минут.

У более мощных моделей подобных проблем не наблюдается.

Даже если у вас в доме низкое напряжение, яркость лампочки от этого практически не изменится. Она очень устойчива к просадкам.

Лишь при падении до уровня 120в наблюдается уменьшение яркости на ничтожные 5%.

Как известно, у светодиодных ламп световой поток с течением времени может деградировать. Так вот, независимые тесты SunLike показали результат, при котором через 1000 часов работы световой поток у данных моделей упал всего на 0,9%.

Не зря производитель дает гарантию на свою продукцию в 5 лет. Хотя о сроках службы и конструктиве поговорим чуть позже.

Помимо всех вышеперечисленных преимуществ есть у санлайках и недостатки, куда же без них.

И самый главный – это пока еще малая эффективность. Согласитесь, что 60 люмен на 1Вт это все-таки маловато.

Даже у обычных светодиодок с CRI=80 производители добились показателя более 100лм/Вт.

Поэтому подобные лампы в первую очередь следует выбирать тем, кого интересует качество света. Одной такой лампочкой по центру комнаты вы не осветите все помещение.

Даже самая мощная “груша” Sunlike выдает всего 540лм. Понадобится люстра минимум с 5-6 рожками.

Хотя, конечно, многое зависит от самой комнаты – высоты потолков, цвета стен, прозрачности плафонов и т.п.

Кстати, если вы не знали, то ощущение достаточной освещенности в конкретной комнате субъективно может зависеть даже от типа лампочек, установленных в туалете или ванной.

Каким это образом спросите вы? Все очень просто. Стоит вам в ванной поменять лампочку на более мощную, как тут же появится чувство, что в квартире стало немного темнее.

Достаточно иметь у себя дома всего одну переосвещенную комнату, которую вы посещаете достаточно часто, как у вас произойдет сдвиг адаптации глаз к ранее привычному свету.

С нормальным уровнем освещения шутки весьма плохи. Как уверяют ученые, именно этот фактор в последние годы стал одной из основных причин массового развития близорукости уже в раннем возрасте.

Вот старая статья от Nature по этому поводу — тыц.

Помимо освещения всей комнаты такие лампочки подойдут для гримерного зеркала.

Ведь именно там требуется идеальное качество света.

А если вы заботитесь о здоровье ребенка, то подобные лампы в настольном светильнике рабочего стола будут самое то. Почитайте многочисленные отзывы на WildBerries от пользователей уже попробовавших поменять привычные лампочки на Sunlike.

Очень жаль, что эти лапочки не диммируемые. Конечно, не у многих из нас по комнатам стоят диммеры, однако иметь подобную лампу в ночнике или бра, именно с возможностью работы со светорегулятором, было бы весьма полезно.

Еще один недостаток – это весьма скудный диапазон температур. Как уже говорилось выше, на сегодняшний день присутствуют модели на 3000К и 5700К.

На чистом белом листе первая температура будет давать весьма заметный розовый оттенок, а вторая – голубоватый. При этом, если лист положить на солнечный свет, то он как был идеально белым, так им и останется.

Вот один из негативных отзывов по этому поводу.

У специалистов, детально разбиравших всю конструкцию, большой вопрос вызывает вес лампы. 9-ти ватка весит всего 40 грамм.

Вы ее даже в руке не ощущаете. В то время как лампочка “здорового человека” такой же мощности будет показывать на весах больше 100гр точно.

Это заставляет задуматься о достаточности радиаторов охлаждения в корпусе устройства и реальном сроке службы.

При вскрытии внутри обнаруживается подложка в девятью светодиодами Sunlike (по 0,9Вт на каждый).

А все охлаждение по задумке производителей должно осуществляться за счет циркуляции воздуха в ограниченном пространстве корпуса с алюминиевыми стенками.

Причем снаружи они уже пластиковые!

Не удивляйтесь, если поначалу лампочка будет пахнуть пластиком. При высокой температуре работы светодиодов и новых полимерных материалах вокруг них, это обычное явление.

Со временем запах выветривается.

Ну а в целом, светодиодные лампочки Remez заслуживают внимания и уже широко продаются во многих интернет-магазинах. Покупайте, пробуйте, экспериментируйте.

Повторим основные моменты, из-за которых их стоит приобрести: