Как правильно прозвонить проводку в автомобиле?

Особенности прозвонки проводки в машине мультиметром, правила диагностики, типы неисправностей электрических кабелей в автомобилях. В чем отличие аналоговых мультиметров от цифровых.
Содержание
  1. Как правильно прозвонить проводку в автомобиле?
  2. Как самостоятельно прозвонить проводку в машине мультиметром
  3. Общие сведения
  4. Устройство прибора
  5. Принцип действия
  6. Прозвонка проводов
  7. Поиск неисправностей в электроцепи автомобиля
  8. Проверка бронепровода
  9. Как найти обрыв и короткое замыкание в проводке автомобиля
  10. Приборы для поиска неисправностей в электропроводке
  11. Как найти обрыв проводки в автомобиле
  12. Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля
  13. Технологическая инструкция АВТОВАЗа
  14. Проводка в машине: разбираемся с предназначением
  15. Особенности автомобильной электропроводки
  16. Что под капотом
  17. Что в салоне
  18. Как обнаружить неисправность
  19. Порядок работы с мультиметром
  20. Проверка напряжения
  21. Поиск короткого замыкания
  22. Проверка качества заземления
  23. Проверка целостности цепи
  24. Дополнительное оборудование
  25. В заключение
  26. Прозвонка кабелей и проводов при ремонте проводки в квартире
  27. Прозвонка электрических проводов и кабелей на этапе прокладки
  28. Как прозвонить проводку в квартире?
  29. Как прозвонить электрический кабель с помощью мультиметра?
  30. Прозвонка домашней электропроводки
  31. Автомат не сработал
  32. Автомат сработал
  33. Неисправность и обрыв проводки автомобиля. Диагностика своими руками
  34. Как понять, что проводка неисправна
  35. Ищем короткое замыкание в авто
  36. Попытки отыскать обрыв
  37. Мультиметр и аккумулятор

Как правильно прозвонить проводку в автомобиле?

Как самостоятельно прозвонить проводку в машине мультиметром

Люди давно живут в окружении электрических приборов, которые незаметно входят в жизнь каждого человека с самого детства. Электронные часы, электрочайники, телефоны, компьютеры, автомобили — незаменимые помощники человека в быту и на производстве. Но иногда устройства ломаются, и приходится их проверять и чинить. Ничего сложно в этом нет, если уметь пользоваться измерительными приборами и знать, например, как прозвонить проводку в машине мультиметром или как проверить целостность электрической цепи.

  • Общие сведения
  • Устройство прибора
  • Принцип действия
  • Прозвонка проводов
  • Поиск неисправностей в электроцепи автомобиля
    • Проверка бронепровода

Общие сведения

Чтобы найти разрыв проводов ,совсем не нужно быть профессиональным электриком. Достаточно иметь измерительное устройство — мультиметр. Мультиметр — это многофункциональный измерительный прибор с собственным источником напряжения. Аппарат умеет измерять напряжение в цепи, величину силы тока и значение сопротивления. Многие мультиметры применяют для проверки целостности соединения в цепи.

Если соединение найдено, то при наличии встроенного динамика прибор издает звуковой сигнал. Отсюда и произошел термин «звонить». Прибор звонит, если есть соединение. А также мультиметр может указывать, что связи между элементами нет, и помогает определить короткое замыкание. С помощью тестера проверяются всевозможные радиодетали: резисторы, транзисторы, диоды, реле, конденсаторы и так далее.

Прозвонка проводника базируется на законе Ома для участка электрической цепи. Закон Ома утверждает, что сопротивление элемента равняется отношению поданного напряжения к величине силы тока на участке электросети. Сопротивление измеряется в Омах. Сопротивление в один Ом говорит о том, что через проводник протекает ток равный одному Амперу при заданном напряжении в один Вольт. На основании высчитанных данных о сопротивлении и делаются выводы о результатах прозвонки.

То есть на мультиметре выставляется некоторое напряжение, а по шкале прибора определяется величина тока и высчитывается сопротивление. Другими словами, мультиметр является источником напряжения и амперметром для измерения силы полученного тока.

Устройство прибора

Устройства могут различаться по внешнему виду, но принципиально мультиметры делятся на аналоговые аппараты и цифровые приборы.

Аналоговые приборы уже постепенно вытесняются с рынка цифровыми, но в домах у многих домашних мастеров еще можно встретить аналоговые устройства.

Такие аппараты снабжены индикаторным экраном со шкалой и стрелкой. Преимуществом этих моделей является наглядность показа измерений. Отклонение стрелки визуально легче оценить, чем мелькание цифр на электронном табло цифровых приборов. Часто при прозвонке необходимо оценить примерные показатели сопротивления или, вообще, его наличие или присутствие, поэтому аналоговые устройства подходят для большинства практических работ.

Цифровые мультиметры имеют более сложную электронную начинку и цифровой дисплей. Этот тип устройств используют в основном на производстве и в промышленности.

Корпуса всех мультиметров имеют выходы для двух щупов. Это два провода в изоляции, заканчивающиеся иглоподобными металлическими насадками. В ряде случаев на насадки надевают специальные зажимы, так называемые «крокодилы». При выборе прибора нужно особое внимание уделять качеству щупов. От них зависит правильность измерений.

Провода должны быть гибкими с прочной пайкой и хорошо держаться в гнездах устройства. Часто бывает, что внешне эффектные щупы неудовлетворительного качества с плохими техническими характеристиками.

Принцип действия

Для аналогового типа прибора не требуется собственный источник питания. Его принцип работы такой же как у амперметра, и работает аналоговое устройство лучше всего в диапазоне радиоволн и электромагнитных полей. Внутри корпуса прибора находятся индукционные катушки, и когда щупы касаются проводника, то в катушках начинает образовываться ток. Созданное магнитное поле отклоняет индикаторную стрелку на некоторый угол. Величина этого угла зависит от силы возникшего тока, и стрелка по нарисованной шкале указывает значение измерений.

В цифровых приборах размещена текстолитовая печатная плата, на которой расположена цифровая микросхема, отвечающая за обработку полученных данных. Для работы электросхемы и экрана цифровые устройства питаются от батарей или от внешнего источника питания.

Цифровые мультиметры обладают меньшей погрешностью измерений и имеют более точные показатели, чем их аналоговые коллеги.

На передней панели мультиметра имеется переключатель, который выбирает режим измерений. Переключатель задает масштабный коэффициент, определяющий значение на шкале устройства.

Аналоговые приборы имеют два типа шкалы:

  • Равномерная индикация.
  • Логарифмические показатели.

Равномерная шкала очень чувствительная к перегрузкам, поэтому на переключателе сначала устанавливают большое значение масштабного коэффициента, который постепенно уменьшают. Логарифмическая шкала лишена этого недостатка и имеет диапазон значений от нуля до бесконечности.

Таким образом, основными узлами мультиметров являются:

  • Дисплей для показа измеряемых значений.
  • Разъёмы для щупов и сами щупы.
  • Переключатель различных режимов и диапазонов.

Прозвонка проводов

Обязательно перед началом любых измерительных работ проверяется исправность самого тестера.

Случается, что сама измерительная система неисправна. Для проверки концы щупов измерительного устройства соприкасаются. Если устройство работоспособно, то индикатор отобразит ноль или слегка отклонится. Небольшое отклонение указывает, что щупы и клеммы имеют свое маленькое сопротивление.

Если мультиметр имеет звуковой сигнал, то прибор устанавливается в режим зуммера. Это делается постановкой переключателя на соответствующий значок на корпусе тестера.

Щупы подносятся к концам проверяемой детали.

Возможные варианты поведения тестера:

  • Раздастся зум, если проводка не повреждена.
  • Кабель может быть исправен, но очень большой длины. В этом случае сопротивление проводника будет гораздо больше, чем-то, при котором срабатывает звуковой сигнал. На помощь придет дисплей и отобразит значение сопротивления.
  • Если на индикаторе высветилась единица, то величина сопротивления выше, чем допустимый диапазон шкалы мультиметра. Надо перейти в другой диапазон и повторить замер.
  • В случае неисправности проводника, мультиметр не произведет никаких действий.

При замерах мультиметром нельзя допускать контакта человеческого тела со щупами и проводами, где нет изоляции.

Поиск неисправностей в электроцепи автомобиля

Если в автомобиле не работает какой-то узел, то в первую очередь необходимо проверить электрическую цепь. Нет особых различий между тем как прозвонить мультиметром разные провода в различных автомобилях, кроме высоковольтного кабеля.

Сначала убеждаются, что есть напряжение в цепи неработающего блока:

  • Мультиметр настраивается переключателем на измерение напряжения.
  • Щуп мультиметра присоединяется к массе машины или на минус аккумуляторной батареи. Особенностью питающей пары в автомобиле является то, что минусовый кабель или очень короткий, или вообще отсутствует.
  • Оставшийся щуп касается подводящего кабеля. Провод должен быть отсоединен от клеммы устройства.

Если индикатор тестера показывает наличие напряжения, то значит, провод целый. По аналогии прозваниваются все провода узла. При поврежденном проводе шкала мультиметра показывает ноль.

Необходимо учитывать, что в некоторые участки автомобиля напряжение подается только при включенном ключе зажигания.

При завершении проверки наличия напряжения проверяют величину силы тока. Прибор переводится в режим амперметра, переключатель в диапазон измерения до десяти ампер. Все устройства автомобиля нужно выключить, а тестер правильно подсоединить в электрическую сеть автомобиля. Для этого мультиметр подключают между плюсовым контактом аккумуляторной батареи и проверяемым узлом. Экран прибора должен отобразить найденное значение силы тока, оно должно соответствовать потреблению постоянно включенных устройств машины. При превышении значения силы тока от нормы делают вывод о его утечке.

В этом случае начинают проверку устройств, не входящих в стандартную комплектацию автомобиля, и места, где проводка входит в состав подвижных механических узлов.

Опытные мастера выявляют зоны с падением силы тока, ориентируясь на показания мультиметра при поочередно вынутых предохранителях. Тогда проверяют искрение на контактах.

При обнаружении неправильно ведущего себя провода, его прозванивают для проверки целостности, а затем измеряется его сопротивление.

Одним из ответов на вопрос, как прозвонить провода мультиметром, является измерение сопротивления каждого из проводов узла. Номинал наносится на оплетке, и к проводу подключают тестер в режиме омметра. Обычно диапазон значений сопротивлений автомобильной проводки колеблется от 3.5 до 9.9 кОм. Разница между измеренным элементом и нормой не должна быть больше четырех килоом.

Проверка бронепровода

Питающие пары автомобиля состоят из высоковольтного провода системы зажигания. Перед тем как прозванивать мультиметром силовой провод, проводят визуальную диагностику при работающем моторе. При зажигании свечей напряжение доходит до нескольких тысяч вольт.

Поэтому при пробое высоковольтной изоляции возникает искра на расстоянии три-пять миллиметров от поврежденного участка. В этом случае, если изоляция повреждена, то искрообразование сопровождается пробоем на двигатель, и свеча не выполняет свою функцию. Если диагностика проводится в помещении или на темной улице, то пробой четко виден. Заряд от неисправного участка может разогревать изоляцию вплоть до её возгорания.

Причиной неисправности может быть повреждение контактного узла. В этом случае сопротивление центральной жилы возрастает. Во время коррозии из-за уменьшения толщины некоторые проводки в жгуте разламываются, и высокое сопротивление препятствует силе тока достичь необходимого уровня. Напряжение, в свою очередь, не подается к электродам зажигательных свечей.

Проверка высоковольтного кабеля отличается от того, как прозванивать провода мультиметром, потому что сила тока в кабеле маленькая. Это связано с очень высоким напряжением, которое проходит по силовому проводу. Поэтому такие провода имеют толстую изоляцию и малый диаметр сердечника. В режиме зуммера мультиметр не отличит целый провод от поврежденного.

В таком случае измеряют сопротивление. Для начала визуально просматривают соединение контактных групп. По статистике, обрывы чаще всего происходят именно в местах контактов.

Затем зачищают контакты наждачной шкуркой от коррозии и окислительного слоя, чтобы избежать погрешности при замере. Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления при диапазоне замеров — до десятка кОм. Руки не должны соприкасаться с проводами и контактами. Неповрежденный бронепоезд имеет сопротивление от 3,5 кОм до 10 кОм. В любом случае лучше всего найти данные сопротивления в технической документации и сравнить с полученными. Разница не должна составлять более десяти процентов.

Если под рукой нет инструкции, то прозванивают поочередно несколько проводов. Разброс величин сопротивления каждого из элементов не должен составлять более чем два—три килоома.

Непосредственно во время замера, когда кабель скручивают, растягивают или гнут, сопротивление не должно «прыгать».

Тестировать любые провода, жгуты, особенно в автомобиле, лучше всего, если присутствует электрическая и принципиальная схема. Иначе сложно разобраться, где какой провод находится в жгуте.

После изучения основ измерения мультиметром и освоения работы методом исключения, любой человек может самостоятельно диагностировать и починить неисправность в проводах.

Как найти обрыв и короткое замыкание в проводке автомобиля

Электрическая сеть (электропроводка) современных автомобилей является однопроводной, вторым проводником служит «масса» — кузов машины и двигатель. В ходе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с некоторыми неисправностями проводки (например, короткое замыкание или обрыв). Далее рассмотрим инструкцию, как их найти самому.

Все электрические цепи (кроме силовых цепей стартера и генератора) защищены плавкими предохранителями. А цепи питания мощных потребителей электроэнергии (фары, стеклоподъемники, обогревы зеркал или сидений и т.д.) коммутируются через реле. Поэтому начинать поиск неисправности электропроводки стоит в такой последовательности:

  1. если не работает осветительный прибор (например, фара или плафон освещения), то сначала проверяем не перегорела ли лампа;
  2. проверить исправность предохранителя;
  3. проверить исправность реле;
  4. проверить надежность контактов в разъемах цепи (они могут окисляться, в этом случае их нужно зачистить).

Также рекомендуется проверить все точки крепления «массы».

Схемы реле и предохранителей для автомобилей LADA:

Приборы для поиска неисправностей в электропроводке

Для поиска короткого замыкания или обрыва проводки можно использовать прибор «мультиметр».

Если нужно определить только наличие или отсутствие напряжения на участке цепи, то можно использовать специальный световой индикатор 12 В. Также подойдет контрольная лампа, которую можно сделать своими руками. Для этого к автомобильной лампе (не более 4 Вт) следует припаять два провода длиной не менее 50 см.

Как найти обрыв проводки в автомобиле

При обрыве электрическая цепь размыкается. Часто причиной отсутствия напряжения является плохой контакт в разъеме цепи. Корпус колодки скрывает окислившиеся контакты, поэтому поиск неисправности может занимать длительное время. Обрыв может обнаружиться при покачивании колодок или проводов.

Чтобы найти обрыв в проверке нужно выставить мультиметр в режиме омметра или прозвонки. Выводы прибора подсоединяем к концам проверяемой цепи:

  • Если обрыва нет — мультиметр подаст звуковой сигнал (в режиме прозвонки) или сопротивление будет минимальным (в режиме омметра).
  • Если в проводке обрыв — звукового сигнала не будет (в режиме прозвонки), а сопротивление будет очень большим (в режиме омметра).

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Короткое замыкание — это недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в колодке, либо повреждение изоляции проводов. Если после замены неисправного предохранителя он снова перегорает, вероятно, в электропроводке есть короткое замыкание.

Чтобы найти короткое замыкание следует отсоединить проверяемый участок электропроводки от остальной проводки автомобиля. Мультиметр устанавливаем в режим прозвонки. Один щуп прибора подсоединяем к участку цепи, а другой — к кузову («массе»).

  • Если короткого замыкания на участке цепи нет — прибор не будет подавать звуковых сигналов.
  • Если есть короткое замыкание — мультиметр подаст звуковой сигнал (цепь окажется замкнутой).

Осматриваем весь участок цепи на наличие повреждений.

Технологическая инструкция АВТОВАЗа

Ниже представлены общие методы проверки целостности электрических цепей, проверки на наличие замыканий с использованием омметра и вольтметра.

Проверка целостности электрической цепи

Потеря целостности электрической цепи может быть вызвана следующими причинами:

  • отсоединение колодки жгута;
  • слабое соединение колодки жгута;
  • загрязнение, окисление, коррозия контактов;
  • деформация контактов;
  • повреждение провода.

Проверку целостности цепи выполнять в следующей последовательности:

  1. Отключить клемму провода «массы» от аккумуляторной батареи.
  2. Визуально проверить, что колодки жгута подключены с обеих сторон электрической цепи, замки фиксаторов защелкнуты.
  3. Разъединить колодки, проверить визуально контакты на наличие грязи, коррозии, деформации.
  4. Подергивая за провода рядом с колодкой, убедиться, что провод и клемма крепко обжаты, что клемма зафиксирована внутри колодки.
  5. С помощью щупа заданного диаметра и длины, соответствующего размеру контакта в ответной колодке, убедиться, что клеммы жгутовых колодок обеспечивают надежное соединение (клеммы не утоплены в колодке, щуп плотно входит в клемму).
  6. С помощью омметра измерить сопротивление цепи между колодками. Сопротивление исправной цепи должно быть менее 1 Ом. Чтобы избежать повреждения клемм, для измерений допускается использовать щупы заданного диаметра, соответствующие размеру контактов в ответных колодках.

Проверка замыкания цепи на «массу»

Проверку выполнять в следующей последовательности:

  1. Разъединить колодки с обеих сторон электрической цепи.
  2. Пробник, одним концом соединенный с «+» аккумуляторной батареи, подключить к клемме проверяемой цепи. Если пробник светится, значит, проверяемая цепь замкнута на «массу».

Чтобы избежать повреждения клеммы, пробник должен подключаться с помощью щупа заданного диаметра, соответствующего размеру контакта в ответной колодке.

Проверка замыкания цепи на бортовую сеть

Проверку выполнять в следующей последовательности:

  1. Отсоединить колодку с одной стороны электрической цепи.
  2. Пробник, одним концом соединенный с «массой», подключить к клемме проверяемой цепи.
    Если пробник светится, значит, проверяемая цепь замкнута на бортовую сеть.
  3. Присоединить отсоединенную колодку.
  4. Отсоединить колодку с другой стороны электрической цепи. Выполнить проверку 2.

Чтобы избежать повреждения клеммы, пробник должен подключаться с помощью щупа заданного диаметра, соответствующего размеру контакта в ответной колодке.

Измерение напряжения на контактах жгута проводов

Проверку выполнять в следующей последовательности:

  1. Отсоединить колодку с одной стороны электрической цепи.
  2. Плюсовой шнур вольтметра подключить к клемме проверяемой цепи, минусовой к «массе» автомобиля. Фиксировать значение напряжения.

Чтобы избежать повреждения клеммы, плюсовой шнур вольтметра должен иметь щуп заданного диаметра, соответствующий размеру контакта в ответной колодке.

Напомним, выполнять диагностику проводки удобней тогда, когда под рукой есть схемы электрооборудования автомобиля (для Lada XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina, Priora, Niva 4×4).

Ключевые слова: универсальная статья

Проводка в машине: разбираемся с предназначением

Без электрических компонентов современному автомобилю с бензиновым двигателем невозможно даже сдвинуться с места. Но и наличие дизельного силового агрегата не сделает эксплуатацию автомобиля безопасной и комфортной. А все потому, что благодаря проводке все узлы и агрегаты работают как единый механизм.

Особенности автомобильной электропроводки

И действительно, все эти жгуты проводки, опоясывающие автомобиль сверху-донизу, выполняют единственную задачу – обеспечить бесперебойную передачу электрических импульсов между компонентами той или иной системы . И если один из проводов имеет плохой контакт, или еще хуже – сгорела или окислилась клемма, то работа цепи нарушится или же и вовсе откажет.

Заменить – просто, сложнее найти место обрыва или короткого замыкания своими руками, особенно если не знать, как это сделать.

В данной статье мы постараемся ответить на многие вопросы, включая и:

  • как прозвонить проводку в машине для поиска неисправности;
  • как правильно починить исполнительный механизм;
  • как восстановить плохой контакт;
  • как решить другие проблемы, связанные с электрооборудованием.

Что под капотом

В подкапотном пространстве встречается множество проводов, выполняющих самые разнообразные функции:

  1. передающие импульсы высокого напряжения от источника тока (генератора или АКБ) в цилиндры двигателя;
  2. передающие данные от всевозможных датчиков;
  3. обеспечивающие непрерывную работу системы подачи топлива, осветительных приборов и т.п.

Что в салоне

Внутри автомобиля, предназначенного для водителя и его пассажиров, проводов даже больше, поскольку здесь расположены:

  1. Органы управления автомобильными системами:
    • управление внешними осветительными приборами (освещением дорожного полотна, сигналами маневрирования и задними стоп-сигналами);
    • управление звуковыми устройствами;
    • управление АКПП;
    • управление электронными помощниками (круиз-контроль, автоматические стеклоочистители, навигационная система);
  2. Контрольные приборы и датчики;
  3. Системы активной безопасности:
    • электроприводы ремней безопасности;
    • механизмы подушек безопасности водителя и переднего пассажира;
  4. Функции комфорта:
    • кондиционер;
    • стеклоподъемники;
    • музыкальная аппаратура;
    • системы подогрева стекол, зеркал, кресел и т.п.

Обратите внимание!
Через салон проходят жгуты проводов к задней части авто.
Поэтому, внутри машины максимальная концентрация электропроводки.

Как обнаружить неисправность

Если что-то из электрических приборов или исполнительных механизмов перестает работать, то не стоит спешить с его заменой. Нельзя исключать, что причина отказа скрыта в нарушении работоспособности проводки, и установка нового оборудования проблему не решит.

Любая заводская инструкция к автомобилю рекомендует начинать поиски причины неисправностей с прозвона электрических проводов, соединяющих данный прибор или механизм с другими компонентами.

Для этого необходимо вооружиться:

  1. мультиметром;
  2. либо сигнальной лампой на 12 Вольт с соединительными проводами.

Порядок работы с мультиметром

На видео в этой статье вы сможете увидеть некоторые моменты работы с измерительной аппаратурой при проведении работ по обнаружению поломок в бортовой электросети. А основным инструментом любого автоэлектрика был и остается многофункциональный цифровой прибор – мультиметр. (См. также статью Схема электропроводки ВАЗ 2105: описание.)

Справочно: Мультиметр представляет собой универсальное устройство, одновременно объединяющее омметр, амперметр и вольтметр.
За измерение напряжения бортовой цепи отвечает вольтметр, силу тока измеряет амперметр, а сопротивление соответственно определяет омметр.

Проверка напряжения

Итак, если в автомобиле один из электронных компонентов перестал работать, то первым делом нужно осуществить проверку напряжения электрической цепи, которая соединяет его с другими устройствами. (См. также статью Схема электропроводки Газель: как установить.)

  • Переключаем мультиметр в режим вольтметра;
  • Подсоединяем один из щупов прибора к отрицательной клемме аккумулятора (если проверяемое устройство находится под капотом) или к массе автомобиля, стараясь выбрать место на кузове с хорошим контактом;
  • Второй щуп подключаем к подающему проводу в проверяемой цепи, предварительно сняв его с клеммы устройства или прибора.

Если на табло появится значения – напряжение в проводе присутствует и сам провод исправен. Проделываем операцию с другими проводами, и когда обнаружим точку, где напряжение в сети отсутствует, определяем, что источник неисправности расположен в этом отрезке.

Обратите внимание!
В некоторых электрических цепях автомобиля напряжение присутствует только тогда, если ключ в замке зажигания установлен в определенное положение.

Поиск короткого замыкания

Данная процедура характерна таким моментом, как полное отсутствие напряжения в цепи.

  1. извлекается плавкий предохранитель, отвечающий за проверяемую цепь;
  2. мультиметр переводится в режим вольтметра;
  3. один из щупов подключается к клеммам подключения предохранителя в тот момент, когда все остальные приборы и оборудование этой цепи обесточены;
  4. пошевелите провод – если на экране будут появляться значения, значит провод закорачивает.

Обратите внимание!
Чаще всего это происходит с проводкой в местах, где протерлась изоляция.
Подобный тест на поиск короткого замыкания можно осуществить с любым другим элементом цепи, в т.ч. с выключателями.

Проверка качества заземления

Поскольку подавляющее большинство автомобилей имеет однопроводную схему электропроводки, и «-» все электрическое оборудование получает через металлический корпус авто, качество заземления приборов и механизмов играет решающую роль.

Но в процессе эксплуатации, детали корпуса:

  • ржавеют;
  • окисляются;
  • разбалтываются;

и у электрооборудования, подключенного к корпусу, теряется электрический контакт, они начинают работать с перебоями. Чтобы убедиться в их исправности, следует провести проверку надежности заземления.

Алгоритм проверки надежность подключения электрооборудования и других элементов к массе автомобиля будет следующим:

  1. Отсоединяем аккумуляторную батарею и подсоединяем один из проводов мультиметра к массе автомобиля;
  2. Второй провод подсоединяем к точке заземления или к соединению, которое мы проверяем;
  3. Если на экране будут появляться значения, сверьте их с заводскими параметрами, и если они близки – значит заземление в порядке.

Проверка целостности цепи

Данная процедура необходима для того, чтобы владелец автомобиля определить, все ли в порядке с проводкой и нет ли в цепи разрыва.(См. также статью Схема электропроводки Нива Шевроле.)

Порядок действий следующий:

  1. Отключите напряжение от цепи, вытащив плавкий предохранитель или отключив клемму на АКБ;
  2. Проверьте электрическую цепь на целостность, присоединив к ее концам щупы мультиметра;
  3. Затем подсоедините один из щупов к массе автомобиля;
  4. Если на экране появятся значения – разрывов в цепи нет;
  5. Если экран остается статичным – где-то в электроцепи есть разрыв.

Дополнительное оборудование

В процессе эксплуатации владельцы автомобилей нередко устанавливают дополнительное электрооборудование:

  • Сигнализацию;
  • Более мощные осветительные приборы;
  • Аудио и видео аппаратуру и т.п.

Их интеграция добавляет проводки в автомобиле, а также нагружает электросистему. Более того, ряд «новых» потребителей электричества неотключаемые, например, сигнализация, а значит, вероятность быстрого разряда аккумуляторной батареи становится очень актуальной.

Если ваш автомобиль начинает плохо заводиться после длительной стоянки, то следует определить причину утечки тока. Найти утечку вам также поможет многофункциональный прибор, переведенный в режим амперметра.

Совет: Не забудьте выставить диапазон измерения до 10 Ампер, поскольку ток в бортовой сети автомобиля постоянный.

В заключение

Провода в автомобиле выполняют очень ответственную роль. И даже будучи защищенными надежной изоляцией и закрытыми от внешнего воздействия в виде атмосферных осадков и высоких температур, провода могут потерять свои свойства, что приведет к поломкам и отказам как отдельных цепей, так и всех электросистем автомобиля.

А своевременный контроль и диагностика их технического состояния позволит предотвратить поломки, тем самым, сбережет ваше время и, самое главное, сохранит ваш автомобиль целым и невредимым.

Прозвонка кабелей и проводов при ремонте проводки в квартире

Прозвонка проводов и кабелей – необходимая процедура после полной или частичной замены домашней электропроводки. Помимо этого, прозванивать проводку в квартире или автомобиле необходимо, когда имеет место электрическая неисправность, но точное место ее локализации неизвестно. Конечно, для проверки электрических коммуникаций проще и надежнее всего воспользоваться услугами специалиста. Но электрика из управляющей компании иной раз ждут сутками, а у частных мастеров расценки весьма высоки. Поэтому все чаще хозяева предпочитают проводить несложные работы, связанные с электричеством, самостоятельно. И в этой статье речь пойдет о том, как проверить проводку в квартире, не прибегая к посторонней помощи.

Прозвонка электрических проводов и кабелей на этапе прокладки

Монтаж новой домашней проводки всегда связан с определенными трудностями, из-за которых целостность проводников может быть нарушена еще до того, как магистралью начнут пользоваться.

Новая линия чаще всего укладывается внутри канавок, или же просто поверх стены, которая затем покрывается слоем штукатурки и подвергается другим отделочным работам. Первичная проверка электропроводки производится до того, как штроба будет заделана или стена оштукатурена.

Если мастер поленился это сделать, то не исключено, что ему, после неудачной попытки включить свет или воспользоваться розеткой, придется долбить штукатурку или вскрывать канавку в толще стены.

Обрыв провода на начальном этапе может произойти по вине как электриков, так и отделочников. Чтобы избежать неприятных последствий и лишней работы, прокладывать электрическую линию необходимо по составленной заранее схеме. Перед тем, как замуровывать провода в стене, необходимо проверить электропроводку на наличие обрыва.

Как же убедиться в исправности проводки?

Прежде всего, нужно удостовериться, что фазный и нулевой кабель, а также провод заземления не контактируют между собой – то есть в отсутствии короткого замыкания. Если качество изоляции проводника оставляет желать лучшего, то под воздействием высокого напряжения она может быть повреждена, что с высокой долей вероятности приведет к КЗ. Поэтому, покупая электрический провод, не стоит экономить слишком сильно и приобретать кабель, ориентируясь на самую низкую цену. Если вы сомневаетесь в целостности изоляционного слоя, проверьте линию мегаомметром.

Проложив линию, не следует заделывать штробу и штукатурить стену, не осмотрев предварительно поверхность кабеля по всей его длине на предмет отсутствия повреждений механического характера.

Если линия не замкнута, а при визуальном осмотре не выявлено повреждений, ее прозванивают на обрыв.

Как выполняется прозвонка проводки при монтаже – на следующем видео:

Как прозвонить проводку в квартире?

Самый распространенный способ проверки исправности электрической линии – прозвонка с помощью мультиметра (тестера). Мультиметром называется измерительный прибор, с помощью которых можно измерять различные электрические характеристики:

  • Силу тока.
  • Напряжение.
  • Сопротивление.

Существуют две основных разновидности этих тестеров: цифровые и аналоговые (стрелочные). При этом принцип их работы одинаков. Цена обычного мультиметра невысока, и мы рекомендуем каждому хозяину иметь такой прибор в запасе, поскольку он станет надежным помощником практически в любой процедуре, связанной с электрическими измерениями и монтажом.

Установив свой тестер в режим прозвонки, вы сможете с легкостью проверить наличие контакта на любом участке проводки, продиагностировать ее на наличие обрыва, а также проверить работоспособность розетки или выключателя.

Как прозвонить электрический кабель с помощью мультиметра?

Прозвонка проводов своими руками с использованием тестера производится в следующем порядке:

  • Поставить переключатель мультиметра в режим прозвонки (как правило, напротив этого деления нарисован значок светодиода).
  • Черный измерительный провод нужно установить в гнездо СОМ (иногда оно обозначается знаком заземления или звездочкой). Кабель красного цвета вставляется в гнездо со знаком Ω (или R).
  • Включить тестер (если не предусмотрено его автоматическое включение при повороте рукоятки).
  • Прикоснуться одним щупом к другому. Раздавшийся при этом сигнал оповестит об исправности измерителя и его готовности к работе.
  • На тестируемом проводе снять изоляцию с концов и зачистить их до появления металлического блеска, а затем дотронуться до них щупами.

Если целостность кабеля не нарушена, то прибор издаст звуковой сигнал, а на его табло появится 0. Отсутствие звука и цифра 1 на дисплее свидетельствует о том, что проверяемый проводник оборван.

Наглядно весь процесс на видео:

Прозвонка домашней электропроводки

Речь пойдет о квартире, в которой разводка электролиний соответствует современным нормативам и требованиям: в каждую комнату идет отдельная линия, а ее питание осуществляется через свой «автомат».

Если свет в комнате внезапно погас, но при этом во всех остальных помещениях он горит нормально, то в первую очередь нужно проверить, исправен ли световой прибор. Прежде чем приступить к работе, электропитание комнаты нужно отключить. Если лампа светильника прозрачная, оборванная нить накаливания будет сразу видна; если же нет, придется прозвонить ее мультиметром.

Сначала надо посмотреть, сработали или нет автоматы в электрощитке. Если они включены – проблема, скорее всего, кроется в патроне, выключателе или самой лампочке, а проводка исправна. При срабатывании автомата необходимо проверить все элементы цепи, кроме выключателя, в том числе и сам рубильник.

Автомат не сработал

Если свет погас, а рубильник остался во включенном положении, то сначала нужно прозвонить выключатель. Если он исправен, то при нахождении элемента во включенном положении мультиметр должен издать звуковой сигнал, а в выключенном – на табло должна высветиться цифра 1 при отсутствии звука.

Дальнейшая проверка происходит в следующем порядке:

  • Включить мультиметр в режим измерения напряжения, а затем проверить вход и выход рубильника.
  • При наличии разности потенциалов на автомате вывернуть лампочку из патрона и прикоснуться одним щупом к ее центральному контакту, а вторым – к цоколю. Если при этом не раздастся сигнала, а на дисплее высветится 1 или 0 – лампа неисправна.

  • Если проверка показала, что лампочка рабочая, следует перейти к тестированию патрона. Разобрав осветительный прибор, нужно осмотреть подведенные проводники и контакты. Если визуальный осмотр не выявил неполадок – проблема не в патроне.

Такая проверка обычно позволяет установить, что один из перечисленных элементов неисправен. После его замены или ремонта проблема исчезает.

Автомат сработал

Если выключение света в комнате произошло вместе со срабатыванием автомата, в первую очередь следует проверить патрон и целостность кабелей, подведенных к светильнику. Как это делается, было рассказано выше.

Если неисправностей не обнаружено, нужно прозвонить мультиметром проводку.

Повреждения ее случаются нечасто, но иногда происходят, к примеру, при установке декоративных деталей или монтаже подвесных потолков.

Порядок прозвонки электрической линии таков:

  • Отключить подведенный кабель и отвести его с помощью отвертки в сторону.
  • Вывернуть лампочку накаливания из патрона.
  • Поставить мультиметр в режим прозвонки. Одним из щупов дотронуться до нулевой жилы, а вторым – до конца отсоединенного провода. Звуковой сигнал тестера при этом оповестит о закорачивании электропроводки.

  • Убедившись, что имеет место короткое замыкание, нужно найти, а затем вскрыть соединительную коробку и отсоединить друг от друга имеющиеся в ней проводники.
  • Проверить на КЗ все группы кабелей. Чтобы определить замкнутый участок, нужно сначала прозвонить тестером цепи, расположенные на квартирном электрощите. Раздавшийся при этом сигнал будет свидетельствовать о неисправности проводника, ведущего от щитка к распределительной коробке. Если он в порядке, то диагностика продолжается до тех пор, пока не будет обнаружен поврежденный кабель.

Пример поиска обрыва провода на видео:

Из этого материала вы узнали, как прозвонить проводку для обнаружения неисправностей с помощью мультиметра. Процедура эта достаточно несложна, но при ее проведении, как и во время любых других электромонтажных работ, следует неукоснительно соблюдать технику безопасности.

Неисправность и обрыв проводки автомобиля. Диагностика своими руками

  1. Как понять, что проводка неисправна
  2. Ищем короткое замыкание в авто
  3. Попытки отыскать обрыв
  4. Мультиметр и аккумулятор

Проблемы с электрической проводкой в автомобиле возникают достаточно часто. Для некоторых водителей это становится трагедией, поэтому они обращаются срочно к услугам автоэлектриков. Хотя можно самому выявить обрыв проводки, приложив минимум усилий. Из приборов понадобится лишь мультиметр и базовые познания в схеме электрооборудования машины.

Как понять, что проводка неисправна

Перед проведением диагностики электропроводки авто, нужно удостовериться точно в существующей проблеме именно в проводке. На нерабочее состояние проводов будут указывать следующие симптомы:

  • Сильное задымление, иногда возникающий пожар. Это свидетельствует о коротком замыкании. Такой признак несет опасную угрозу жизни водителю и пассажирам.

В подобной ситуации необходимо остановить автомобиль. Иначе в результате замыкания, перегретые провода расплавят соседнюю проводку вместе с изоляцией, усугубив еще больше последствия. Часто данная проблема приводит к перегоревшему предохранителю, также может сгореть реле.

  • Выход из строя некоторых деталей электрики. В таком случае происходит обрыв проводки, менее опасный и с незначительными последствиями, нежели короткое замыкание.

Ищем короткое замыкание в авто

Чтобы быстро отыскать короткое замыкание в своей машине, сначала рекомендуется проверить предохранительные элементы, реле. Обычно эти две составляющие дают о себе знать, выходя из строя. Найдя эти детали, нужно определить принадлежность к конкретному узлу. В большинстве случаев описание имеется на крышке блока предохранителей. После чего можно проводить диагностику данного узла. Здесь поможет визуальный осмотр всех проводов, подключенных от блока предохранителя до элемента.

При безрезультатной попытке выявить неисправность по внешним признакам, можно использовать мультиметр. Первым делом выставите в режим определения сопротивления, далее нужно отключить плюсовой допуск диагностируемого узла от самих предохранителей, также от источника питания.

Следующим действием будет подключение одного контакта мультиметра к проводу с плюсом. Другой контакт соединяется с массой. На отсутствие короткого замыкания укажет значение единицы на приборе. Если есть проблема, то «плюс» будет в конкретном участке касаться «минуса».

Попытки отыскать обрыв

Проверка транспортного средства на факт утечки тока мультиметром подразумевает аналогичные манипуляции, как и с коротким замыканием. Показателем присутствия контакта в данном случае будет измерение сопротивления. Если контакта нет, сопротивление движется к бесконечности, на устройстве отобразится единица. Контактное наличие — нулевое сопротивление.

Поэтому, для оперативной проверки обрыва проводки в автомобиле, необходимо подсоединить наш прибор к двум контактам, которые вызывают подозрение в плане обрывов. Здесь также, показатель единицы указывает на то, что есть обрыв.

Чтобы не допустить обрыва в дальнейшем, нельзя скручивать как попало провода. Для этих целей существует паяльник, специально предназначенная термоусадка. При обрыве в клемме, обязательно зачистите ее.

Мультиметр и аккумулятор

Бывает, что очевидна некорректная функциональность АКБ. На помощь и здесь приходит мультиметр. Взяв его в руки и настроив на замеры тока, необходимо:

  • сначала отключаем одну клемму, затем подключаем контакт красного цвета к плюсовому значению. Соответственно, черный идет на минус. Нормальным показателем напряжения считаются показатели от 12,4 до 12,8 V.

Помните! Замеры выполняются не раньше, чем через час после того, как мотор выключен.

  • еще нужно замерить напряжение под нагрузкой. Имеется ввиду она должна равняться цифре, большей емкости в два раза.

Это означает, что, если емкость составляет допустим семьдесят пять A/час, соответственно нагрузка должна быть сто пятьдесят ампер. Проседание напряжения ниже девяти говорит о неисправности батареи. Также это может свидетельствовать о недозаряде аккумулятора. Когда отключите нагрузку, обычно напряжение приходит в норму в течение семи секунд.

Кстати, диагностику проводки лучше осуществлять, вооружившись схемой электрооборудования своего авто.