Проверка трехфазного электродвигателя мультиметром

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Повседневная жизнь человека неразрывно связана с электродвигателями различной конфигурации, на работе которых основано действие различных приборов и оборудования. Таким оборудованием мы пользуемся постоянно и достаточно часто возникают различные неполадки в их работе, что зачастую связано с неисправностью электродвигателя. Для того, чтобы привести прибор в работоспособное состояние нужно знать, каким образом прозвонить электродвигатель. Об этом будет рассказано в данной статье.

Какие электродвигатели можно проверить мультиметром

Если двигатель не имеет очевидных внешних повреждений, то есть вероятность того, что произошел внутренний обрыв цепи или произошло короткое замыкание. Но не все электродвигатели можно просто проверить на эти дефекты мультиметром.

Например, может возникнуть сложности в диагностике электродвигателей постоянного тока, так как их обмотка имеет практически нулевое сопротивление и его можно проверить только косвенным методом по специальной схеме: одновременно снимают показания с амперметра и вольтметра с вычислением результирующего значения сопротивления по закону Ома.

Таким образом проверяют все сопротивления обмоток якоря и замеряют значения между пластинами коллектора. Если сопротивления обмоток якоря различаются, то имеется неполадки, так как в исправной машине эти значения одинаковые. Разность в значениях сопротивления между соседними пластинами коллектора должна быть не больше 10%, тогда двигатель будет считаться исправным (но если в конструкции предусмотрена уравнительная обмотка, то это значение может достигать до 30%).

Электрические машины переменного тока разделяют на:

  • синхронные: имеющие обмотки статора, расположенные под одинаковым углом смещения между собой, что позволяет двигаться с частотой, синхронной скорости вращения приложенной силы;
  • асинхронные с короткозамкнутым ротором (одно- или трехфазные);
  • асинхронные с фазным ротором, имеющие трехфазную обмотку;
  • коллекторные.

Все эти типы двигателей доступны для диагностики с помощью измерительных приборов, в том числе с помощью мультиметров. В целом, двигатели переменного тока достаточно надежные машины и неисправности в них возникают достаточно редко, но все же такое случается.

Какие неисправности в электродвигателе позволяет выявить мультиметр

Достаточно часто для проверки электродвигателей переменного тока используется мультиметр – многофункциональный электронный измерительный прибор. Он имеется в наличии практически у каждого домашнего мастера и позволяет выявить некоторые виды неисправностей в электрических приборах, в том числе и в электродвигателях.

Самыми распространенными неисправностями, которые возникают в электрических машинах такого типа являются:

  • обрыв обмотки (ротора или статора);
  • короткое замыкание;
  • межвитковое замыкание.

Рассмотрим каждую из этих проблем подробнее и разберем методы выявления таких неисправностей.

Проверка на обрыв или целостность обмотки

Обрыв обмотки достаточно распространенное явление при обнаружении неправильной работы электродвигателя. Обрыв в обмотке может случиться как в статоре, так и в роторе.

Если была оборвана одна фаза в обмотке, соединенной по схеме «звезда» – то ток в ней будет отсутствовать, а в других фазах значения тока будет завышено, двигатель при этом работать не будет. Также может быть обрыв параллельной ветви фазы, что приведет к перегреву исправной ветви фазы.

Если была оборвана одна фаза обмотки (между двумя проводниками), соединенной по схеме «треугольник» — то ток в двух других проводниках будет значительно меньше, чем в третьем проводнике.

Если возник обрыв в обмотке ротора, то будут происходить колебания тока с частотой, равной частоте скольжения и колебания напряжения, при этом проявится гудение и обороты двигателя будут снижены, также возникнет вибрация.

Эти причины указывают на неисправность, но выявить саму неисправность можно при помощи прозвонки и измерения сопротивления каждой обмотки электродвигателя.

В двигателях, рассчитанных на переменное напряжение 220 В, прозваниваются пусковая и рабочая обмотки. Значение сопротивления пусковой обмотки должно быть больше, чем рабочей в 1,5 раза.

В электродвигателях на 380 В, которые подключаются по схемам «звезда» или «треугольник» всю схему необходимо разобрать и проверить каждую обмотку по отдельности. Сопротивление каждой из обмоток такого электродвигателя должно быть одинаковым (с отклонением не более пяти процентов). Но при обрыве дисплей мультиметра будет показывать высокое значение сопротивления, которое стремится к бесконечности.

Также обмотки двигателя можно проверить с помощью функции мультиметра «прозвонка» . Такой способ позволяет быстро выявить обрыв в цепи, так как при этом будет отсутствовать звуковой сигнал, в исправной цепи мультиметр будет издавать звук, а также возможна и световая индикация.

Проверка на короткое замыкание

Также распространенной неисправностью в электродвигателях является короткое замыкание на корпус. Для выявления этой неисправности (или её отсутствия) совершают следующие действия:

  • устанавливаются значения измерения сопротивления мультиметром на максимум;
  • щупы соединяют между собой для проверки исправности измерительного прибора;
  • один щуп соединяют с корпусом электродвигателя;
  • второй щуп присоединяют поочередно к выводам каждой фазы;

Результатом таких действий при исправном двигателе будет высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегаом). «Прозвонкой» мультиметра проверить пробой на корпус даже удобнее: нужно осуществить в режиме прозвонки все те же действия, описанные выше и наличие звукового сигнала будет означать нарушение в целостности изоляции обмоток и короткое замыкание на корпус. К слову сказать, данная неисправность не только негативно влияет на работу самого оборудования, но и является опасной для жизни и здоровья человека при отсутствии специальных защитных устройств.

Проверка на межвитковое замыкание

Ещё одним видов неисправностей является межвитковое замыкание – короткое замыкание между разными витками одной катушки двигателя. При такой неполадке мотор будет гудеть и заметно снизится его мощность.

Выявить такую неисправность можно несколькими способами. Например, можно воспользоваться токовыми клещами или мультиметром.

При диагностике с помощью токовых клещей измеряют значения тока каждой из фаз обмотки статора и если значение тока в одной из них будет завышено, то там и находится замыкание.

Как проверить электродвигатель мультиметром

Подписка на рассылку

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Проверка электродвигателя мультиметром – один из простых способов обнаружить неисправность двигателя и узнать причину поломки. При помощи мультиметра прозваниваются синхронные и асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным ротором, а также коллекторные двигатели и двигатели постоянного тока. Чтобы результаты тестирования были верными, необходимо правильно подойти к процедуре проверки цепей. Для безопасной проверки двигатель отключается от электрической сети. Первое, что нужно сделать в рамках тестирования асинхронных агрегатов – проверить обмотку электродвигателя. Для оценки состояния обмоток в трехфазном двигателе необходимо снять с клемм токопроводящие перемычки.

Проверка замыкания обмоток на корпус двигателя
Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления с максимальным пределом и калибруется. Для этого в стрелочных приборах щупы замыкаются, и при помощи настроечного винта показания на измерительной шкале устанавливается «0». Только после настройки мультиметра начинается проверка работы двигателя. В приборах с цифровой индикацией этот шаг пропускается. В исправном двигателе сопротивление изоляции составляет в среднем 1000 МОм. В ходе эксплуатации значение сопротивления снижается. При сопротивлении, равном менее 500 кОм, принято прекращать эксплуатацию двигателя. Для проверки один вывод мультиметра приложить к одной из клемм двигателя, а второй — к винту заземления корпуса. Если изоляция нарушена, мультиметр покажет почти нулевое сопротивление вместо требуемой бесконечности.

Проверка проводов обмоток на предмет обрыва
Следующий этап – проверка наличия обрыва провода в обмотках электродвигателя. Для этого диапазон измерения сопротивления в мультиметре устанавливается на самый низкий предел и производится калибровка на «0». После этого при помощи мультиметра проверяется сопротивление каждой обмотки электродвигателя. Если инструмент показывает единицу, значит сопротивление цепи стремится к бесконечности, то есть в обмотках есть обрыв.

Читайте также  Частотник для трехфазного электродвигателя принцип работы

Проверка статора на межвитковые замыкания
Следующий этап диагностики электродвигателя – проверка обмоток статора на предмет наличия замыканий между витками. Для этой операции нужно проверить мультиметром каждую обмотку, после чего сравнить все показания. У полностью исправного двигателя сопротивление на всех обмотках будет одинаковым. Если же на одной из обмоток значение сопротивления сильно отличается от других, значит есть межвитковое замыкание.

Проверка коллекторного электродвигателя
В рамках диагностики коллекторного электродвигателя в первую очередь нужно проверить якорь двигателя. Тестер настраивается в режим измерения сопротивления с наименьшим пределом и калибруется по стандартной схеме, после чего щупы прикладываются к

диаметрально противоположным ламелям, на которые выведены обмотки якоря. Сопротивление во всех обмотках не должно отличаться друг от друга. Разница в показаниях свидетельствует о наличии в обмотке обрыва.

Далее на мультиметре устанавливается максимальный режим измерений и проверяется наличие коротких замыканий обмоток якоря на его корпус. Для этого одним щупом касаются ламели, а другой корпуса якоря. При отсутствии замыканий показания мультиметра должны стремиться к бесконечности. Межвитковые замыкания обмоток якоря без специального прибора, к сожалению, установить нельзя.

Также в ходе диагностики коллекторного электродвигателя надо проверить наличие замыкания обмоток статора на корпус. Принцип проверки аналогичен тому, как проверяется замыкание обмоток у трехфазных двигателей с короткозамкнутым ротором.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

В настоящее время используется множество бытовой техники, работа которой связана с электрическим двигателем. Его неисправность причиняет беспокойство и лишает привычного комфорта. Мультиметр — универсальный измерительный прибор, который позволяет самостоятельно провести первичную диагностику агрегата.

Какие инструменты нужны

В первую очередь потребуется непосредственно само устройство. Но перед тем как прозвонить электродвигатель мультиметром, нужно знать принципы работы этого прибора.

Основные функции стандартного измерителя позволяют измерить с достаточной точностью:

  • величину активного сопротивления цепи электрическому току;
  • постоянное напряжение;
  • напряжение переменного тока.

Некоторые модели дополнительно дают проверить:

  • целостность электрической цепи прозвонкой;
  • величину емкости конденсатора.

Для вскрытия корпусов техники и моторов нужны отвертки, гаечные ключи, пассатижи, молоток. Благодаря этому набору, а также минимальным знаниям в электротехнике вопрос, как проверить электродвигатель мультиметром, легко выявить неисправности, которые устраняются самостоятельно.

Сложные повреждения ликвидируются сервисными мастерскими, где есть точное оборудование.

Какие электромоторы можно проверить мультиметром?

Электрические машины используют принцип вращения подвижной части относительно статичной за счет магнитной индукции, возникающей в катушках, по которым протекает электрический ток. В зависимости от типа питания они делятся на следующие:

Конструктивный элемент Питающий ток
Переменный Постоянный
Неподвижный Статор Индуктор
Подвижный Ротор Якорь

Электромоторы бывают с питанием от тока:

  • Постоянного, со схемными решениями упрощения регулировки мощности, оборотов.
  • Переменного, одно или трехфазного. Они разделены:
    • синхронные, у них обороты ротора совпадает с частотой изменения индукции статора;
    • асинхронные. Количество оборотов не зависит от сети. Роторы таких двигателей различаются схемой соединения обмоток, могут быть:
      • короткозамкнутые, где роль обмоток выполняют алюминиевые или медные стержни, залитые в поверхность под углом к оси вращения, соединенные на торцах ротора кольцами;
      • фазные: концы уложенной в пазы сердечника катушки соединены «звездой» или «треугольником» с контактными ламелями на валу ротора.

Фазный ротор более сложен, его пусковые характеристики лучше, регулировки шире. Но чаще используют короткозамкнутый ротор из-за простоты конструкции, высокой надежности, меньшей цены.

Проверка электродвигателя внешним осмотром

До того как проверить обмотку электродвигателя мультиметром, нужно исследовать отключенный от сети мотор вместе со шнуром питания для поиска механических повреждений, следов пробоя изоляции или перегрева. Ось двигателя должна вращаться в подшипниках легко, без заеданий или заклиниваний. Не должно быть запаха горелой изоляции, растеканий масла, наплывов.

Отсутствие видимых повреждений может потребовать разборки двигателя для осмотра графитовых щеток, контактных ламелей, состояния катушек, их выводов. Замыкание электрической цепи вызывает нагрев, что проявляется в хорошо видимых изменениях цвета вблизи пробоя изоляции.

Как найти обрыв или межвитковое замыкание

Если следов повреждения не видно, тогда пора приступать к измерениям при помощи цифрового тестера. Для этого нужно сделать следующее:

  1. Вставить измерительные щупы в гнезда на лицевой панели.
  2. Переключателем режима выбрать прозвонку, соединить оголенные концы щупов, измеритель запищит. Разрыв прекратит звук. Так проверяется наличие, исправность элемента питания, измерительных шнуров, гнезд. Этот режим позволяет прозвонить цепь не глядя на индикатор, на слух.
  3. Если прибор без пищалки, включается режим измерения сопротивления на самом нижнем пределе, обычно это «200» Ом. Совмещение наконечников шнура отразится на индикаторе мультиметра цифрами, обозначающими сопротивление провода щупов в пределах 0,6÷1,5 Ом.

Обрыв ищется прозвонкой или измерением сопротивления проводов, шнуров, всех катушек, предварительно разобрав соединение их концов. Ротор проверяется измерением каждой пары выводов.

Межвитковое замыкание обмоток, сделанных из относительно толстой проволоки с маленьким сопротивлением, мультиметром не определишь. Замыкание нескольких витков уменьшит общее сопротивление на доли ома, не отражаемые дисплеем.

Проверка изоляции обмоток относительно корпуса

Используя мультиметр в режиме измерения максимального сопротивления, можно убедиться, что нет плохой изоляции, замыканий на массу. Это опасно для жизни.

Все проверяется на отключенном от сети моторе. Один щуп прибора соединяется с корпусом, вторым касаются по всех выводов обмоток. Индикатор должен показывать обрыв, или большое, сотни мегаом, сопротивление во всех случаях.

Затем нужно проверить отсутствие пробоя изоляции между обмотками, для чего щупы попарно подключают к выводам разных катушек. Индикатор не должен показывать сопротивление.

Проверка асинхронных трёхфазных двигателей с короткозамкнутым ротором

Трехфазный двигатель мультиметром проверяется быстро. Разобрав концы, мультиметром измеряют сопротивление каждого из них. Разница в величинах должна быть меньше 10%. Попутно нужно убедиться, что нет пробоя на корпус между катушками.

Точно место межвиткового замыкания покажет приспособление, сделанное из понижающего трехфазного трансформатора, к выводам подключается статор разобранного двигателя. Подается питание, внутрь помещается металлический шарик, который при исправных обмотках катается по внутренней поверхности. Если есть короткое замыкание витков – шарик прилипнет в этом месте.
Мастера, занимающиеся ремонтом, используют токовые клещи. Каждая фазная катушка одинакового сопротивления пропускает равный ток, если нет перекоса напряжения фаз. Если в одной ток больше – вероятнее всего там межвитковая неисправность.

Проверка конденсаторных двигателей

Асинхронный двигатель, где последовательно с одной из катушек которого включена емкость для создания сдвига фазы тока, является конденсаторным. Тест такого электромотора, кроме прозвонки, включает в себя проверку емкости, которая подбирается для создания сдвига фаз между катушками равным 90 градусов, чтобы вращающий момент ротора был максимальным.

Емкость рабочего конденсатора относительно мала, проверить ее можно, если мультиметр может мерять емкость, подсоединив к выводам детали, отключенной от схемы двигателя, предварительно кратковременно закоротив ее выводы.

Проверка моторов с фазным ротором

Тестирование мотора с фазным ротором похоже на проверку обычного асинхронного двигателя, дополнительно измеряют обмотки ротора. Их схема соединения выполняется «звездой» для питающей трехфазной сети напряжением 380 вольт либо для сети 220 используется «треугольник».

Читайте также  Как подключить трехфазную плиту к однофазной сети?

Измерения мультиметром проводятся по той же методике, что для статора.

Проверка пускового конденсатора

Уверенный запуск электродвигателя происходит, когда в момент включения питания параллельно рабочей емкости кратковременно подключается пусковой конденсатор. Он служит для создания на старте кругового магнитного поля, после начала вращения ротора отключается. Пусковой конденсатор легко проверить мультиметром, даже если в нем нет режима измерения емкости:

  1. Конденсатор, предварительно разрядив замыканием выводов, отсоединяют от схемы электродвигателя, тщательно осматривают. Если есть трещины, вздутие корпуса, другие видимые повреждения — емкость можно менять на новую без проверки.
  2. Выставить на тестере режим измерения сопротивления на пределе 2000 килоом, проверить работоспособность кратковременным соединением измерительных щупов.
  3. Щупы соединить с выводами конденсатора. Разряженный, он начнет быстро заряжаться от щупов прибора. Емкость его относительно велика, много больше, чем у рабочего конденсатора. Индикатор мультиметра сначала покажет маленькое сопротивление, которое по мере заряжания емкости будет увеличиваться, потому что зарядный ток постепенно уменьшается. По окончании процесса мультиметр покажет бесконечно большое сопротивление, обрыв.
  4. Перевернуть полярность подключения щупов к конденсатору, увидеть рост сопротивление, с индикацией обрыва в конце измерения. Этим подтвердится, что конденсатор исправен.
  5. Проверить пробой пластин на корпус конденсатора, если он металлический, измеряя сопротивление между корпусом детали и каждым из выводов поочередно.

Индикатор тестера должен показать обрыв. Другие значения, это признак неисправности.

Ремонт асинхронных двигателей

Выявленные повреждения нужно устранять. Некоторые из них легко сделать дома, «на коленке», проверить электродвигатель мультиметром на 220 вольт достаточно просто. Другие потребуют обращения в ремонтную электротехническую мастерскую, где смогут устранить как механические повреждения, так и заменить или перемотать катушки.

Нельзя начинать сложный ремонт без условий, базы опыта и знаний.

Испытание изоляции обмоток

Эксплуатационная надежность электродвигателя обусловлена состоянием изоляции. Вибрация работающего двигателя, тепловые, химические процессы ухудшают электроизолирующие свойства. Поэтому при диагностике после ремонта нужно испытать в электротехнической лаборатории изоляцию.

Есть испытательный трансформатор, вторичное повышенное напряжение которого подается между одной из обмоток и остальными катушками, соединенными с корпусом электромотора. Величины испытательных напряжений:

Мощность электродвигателя, кВт Испытательное напряжение, В
До 1 500+2Uноминальное
От 1, для номинального напряжения 100 вольт 1000+2Uн, но не менее 1,5 кВ

Если ремонт выполнялся своими руками и нельзя проверить стендом, нужно испытать изоляцию мотора мегомметром. Он подает высокое напряжение, какого нет в мультиметре.

Проверяя электродвигатель мультиметром на 380 вольт, нужно учесть, что работы проводятся при отключенной сети. Работа с электричеством требует собранности, внимания, чтобы не получить удара током. Соблюдая меры безопасности, проверить исправность агрегата достаточно просто.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Для выявления неисправности электродвигателя в домашних условиях за неимением дорогостоящего профессионального оборудования ничего не остается, как прозвонить электродвигатель мультиметром. С его помощью можно определить большинство поломок, и вам не придется привлекать специалиста. Итак, что нужно сделать?

Подготовка

Перед тем, как проводить диагностику, следует:

  • Обесточить агрегат. Если измерение сопротивления осуществляется в цепи, подключенной к электросети, прибор выйдет из строя.
  • Откалибровать аппарат, то есть выставить стрелку в нулевое положение (щупы должны быть замкнуты).
  • Осмотреть двигатель и выяснить, не затоплен ли он, нет ли запаха горелой изоляции или отломанных деталей и т.д.

Асинхронный, коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.

Этапы работы

Самые частые неисправности можно поделить на два вида:

  • Наличие контакта в месте, где его не должно быть.
  • Отсутствие контакта в месте, где он должен быть.

Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.

  • Для начала проверьте замыкание на корпус (имейте в виду, значение получится приблизительное, так как для точных показаний требуются более чувствительные приборы).
  • Установите значения измерений на мультиметре на максимум.
  • Соедините щупы друг с другом, чтобы убедиться в правильности настроек и исправности прибора.
  • Соедините один из щупов с корпусом двигателя, если есть контакт, присоедините второй щуп к корпусу и следите за показаниями.
  • Если сбоев нет, поочередно коснитесь щупом вывода каждой из трех фаз.
  • Если изоляция качественная, проверка должна показать достаточно высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегом).

Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.

Далее проверьте целостность обмоток, прозвонив три конца, входящих в борно двигателя. При наличии обрыва дальнейшая проверка не имеет смысла, поскольку прежде нужно устранить эту неисправность.

Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.

Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно. Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны. Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.

Проверка коллекторного электродвигателя

Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:

  • Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
  • Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
  • Проверьте обмотки статора.
  • Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.

Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.

Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.

Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.

Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.

Как правильно прозвонить электродвигатель мультиметром

В современном мире человек окружил себя огромным количеством различных устройств, где в качестве силовых агрегатов используются электродвигатели. Как и все механизмы, они могут со временем выйти из строя. Порой это могут быть незначительные поломки, выявив которые самостоятельно, можно вернуть работоспособность любимой технике без лишних финансовых затрат. Диагностику электромотора называют «прозвонкой». Многие пользователи часто хотят узнать, как прозвонить в бытовых агрегатах электродвигатели мультиметром.

Читайте также  Электродвигатели асинхронные трехфазные технические характеристики

Какие бывают электрические двигатели

Все виды моторов похожи по своему принципу устройства. В корпусе любого движка закреплён статор. Его можно представить, как гильзу, состоящую из одной или нескольких обмоток аналогично катушкам трансформатора. Внутри статора на двух подшипниках вращается ротор (якорь), который представляет собой цилиндр из листов электромеханической стали с контактными кольцами (коллекторами) или якорь, состоящий из бронзовых, алюминиевых и медных стержней в пазах корпуса, соединённых на торцах кольцами.

Существующие модификации электродвигателей (ЭД) по их принципиальному устройству делят на 4 группы – это двигатели:

  1. Асинхронные трёхфазные электродвигатели с короткозамкнутым ротором, работающие от электросети напряжением 380 В. Одни из самых распространённых моделей используются для изготовления высокопроизводительной техники практически во всех сферах экономики. Имеют довольно простое устройство, что не создаёт сложностей при их диагностике.
  2. Асинхронные одно- или двухфазные конденсаторные агрегаты, имеющие короткозамкнутый ротор. Одно из преимуществ бытовой техники с такими силовыми блоками является то, что она работает от обыкновенной бытовой электросети напряжением 220 В. Это посудомоечные, стиральные машины и пр.
  3. Асинхронные двигатели отличаются от своих аналогов тем, что оснащены фазным якорем. Это позволяет развивать мощный стартовый момент вращения шпинделя. Такая особенность используется в создании стартовых движков для запуска мощных электромоторов в лифтах, различных подъёмниках, мостовых и башенных кранах, станках и прочем. На смену движкам с фазным якорем пришли ЭД с преобразователями частоты питающего тока.
  4. Коллекторные двигатели, работающие на постоянном токе, чаще всего встречаются в автомобильном электрооборудовании. Это однофазные приборы такие, как вентиляторы печек, радиаторов, электронасосы, приводы стеклоочистителей и прочее.
  5. Коллекторные двигатели с переменным током устанавливаются в ручных электроинструментах. Это дрели, болгарки, перфораторы многое другое.

Проверка мультиметром однофазных коллекторных ЭД

Самодеятельных мастеров или желающих ими стать больше всего интересует прозвонкка электродвигателя домашней техники мультиметром. Проверка исправности движка сводится к диагностированию ротора и статора по отдельности. В бытовой технике применяются однофазные ЭД коллекторного типа. Чтобы приступить к проверке электродвигателя, его разбирают, вынимая статор из корпуса мотора, и в свою очередь извлекают из него якорь.

Следует заметить то, что предварительно нужно осмотреть части электромотора на предмет наличия механических повреждений. Потому, что если таковые обнаружатся, то дальнейшая проверка тестером окажется ненужной. В случае отсутствия таких явлений, как износ и трение подшипников, износ коллекторных колец, проворачивание вращающихся деталей относительно друг друга, приступают к следующим этапам диагностики.

Проверка ротора

Проверяемый ротор извлекают из статора ЭД, подготавливают мультиметр. Диагностируют якорь таким образом:

  • рычажок тестера в режиме омметра устанавливают напротив отметки 200 Ом;
  • вставляют в гнёзда «+» и «−» измерителя штырьки красного и чёрного проводов;
  • щупами этих проводов прикасаются к ламелям коллектора с противоположных сторон (тест 1800). Проверка продолжается, смещая щупы поочерёдно к следующим пластинам по кругу;
  • также делают замеры сопротивления между соседними ламелями, перемещая щупы по кругу;
  • проверяют наличие замыкания пластин коллектора на продольные платины рамок корпуса ротора. Каждую ламель замыкают поочерёдно на пластины якоря. На экране тестера должна всё время отображаться цифра «1».

В процессе тестирования все показания прибора записывают. Результаты замеров на каждом этапе диагностики должны быть равной величины. Это будет свидетельствовать об исправности ротора. Когда показания прибора будут иными, то тогда это будет означать либо короткое замыкание, либо обрыв проводников в местах замеров.

Тестирование статора

Первым делом отсоединяют провода статора. Затем производят визуальный осмотр внешнего состояния деталей. Допустимо незначительное потемнение обмотки электродвигателя, что является результатом старения лака. Подготавливают мультиметр. Для начала прибор устанавливают в режим сопротивления — рычаг переводят на отметку 200 Ом. Далее поступают следующим образом:

  • щупами прикасаются к оголённым концам проводов одной катушки статора;
  • также поступают со второй катушкой. Критерием исправности обмоток будет равенство результатов измерений;
  • способ, как определить межвитковое замыкание на обмотках, состоит в том, что мультиметр устанавливают в режим измерения индуктивности. Если таковой на приборе не предусмотрен, то берут специальный тестер;
  • проверку обмоток электродвигателя на индуктивность осуществляют точно также, как и в предыдущем случае — щупы подсоединяют поочередно к проводам двух катушек. Оба показания прибора должны быть практически равны.

Проверка мультиметром трёхфазных двигателей

Нередко в приусадебных хозяйствах или в небольших мастерских можно встретить агрегаты и станочное оборудование, оснащённые трёхфазными электромоторами. При отказе определение работоспособности и неисправности движка производят специальными измерителями.

Обмотки статоров двигателей состоят из 3-х катушек, которые соединены между собой треугольником или звездой. Тестирование замыкания на корпус проводят мегомметром. Можно воспользоваться бытовым прибором, если он имеет такую возможность.

Диагностику двигателя некоторые специалисты осуществляют, не разбирая двигатель. Это происходит в редких случаях, когда на моторе отсутствует контактная коробка, куда выводятся концы проводов обмоток. Щупы мультиметра просовывают в зазоры между статором и ротором, касаясь ими нужных частей и контактов. Единственный недостаток такого метода в невозможности проверить межвитковое замыкание 3-х обмоток статора.

Особенности

Современное электрооборудование оснащается моторами с дополнительными защитными устройствами такими, как термопредохранители, термореле и датчики оборотов двигателя.

  • термопредохранители при определённом пороге нагрева движка прерывают цепь питания. Об его исправном состоянии будет свидетельствовать показания тестера, как короткое замыкание;
  • термореле пришли на смену предохранителей. Одни из них находятся в рабочем состоянии с замкнутыми выводами, другие наоборот — с разомкнутыми контактами. Это легко проверяется тестером;
  • датчики оборотов моторов обычно устанавливаются в стиральных машинах. Для тестирования используют три вывода прибора. Сняв контактную фишку, поочерёдно переставляют красный щуп на крайние контакты датчика, а чёрный щуп держат на центральной клемме. При вращении ротора в одном из вариантов мультиметр должен продемонстрировать динамику показаний.

Выводы

Проверки состояния электродвигателя мультиметром с положительным результатом можно охарактеризовать тем, что все параллельные замеры контактов статора и ротора должны быть одинаковыми. В случае отклонений от этих требований искать поломку или обрыв проводников нужно в местах замеров. Следует учитывать то обстоятельство, что бытовые тестеры часто допускают некоторую погрешность измерений. В отличие от цифровых приборов стрелочные приборы более точны. Чтобы это проверить, в режиме 200 Ом щупы замыкают. На экране должен появиться «0» либо другая цифра от 0.1 до 0.2 Ом. Это и будет являться погрешностью тестера.

Техника безопасности

Работать с частями разобранного электромотора надо на чистом рабочем столе. Освещение рабочего места не должно создавать затемнённые места. Руки должны быть защищены перчатками, а глаза очками. Работник должен быть обут в ботинки на толстой резиновой подошве. Это нужно делать для того, чтобы избежать неприятностей при испытании мотора после его диагностики.

Заключение

Нельзя допускать дальнейшую эксплуатации электродвигателя при появлении первых признаков неисправности агрегата. Если не хватает знаний и умения, как проверить электродвигатель мультиметром, то лучше не заниматься этим самостоятельно. В таком случае вызывают мастера на дом или относят мотор в ремонтную мастерскую.

Видео по теме