Работа с лейтера под напряжением

Наиболее сложной категорией, при этом, считается работа под напряжением. Сложность таких работ заключается в том, что персонал обязан выполнять все манипуляции не снимая напряжения, что, соответственно, повышает риск электротравматизма.

Работа с лейтера под напряжением

Работы под напряжением в электроустановках: методы проведения работ, меры защиты

Эксплуатация электрических сетей, различных устройств, которые обеспечивают электроснабжение всех потребителей, требует как периодических испытаний и ремонтов, так и внеплановых. Наиболее сложной категорией, при этом, считается работа под напряжением. Сложность таких работ заключается в том, что персонал обязан выполнять все манипуляции не снимая напряжения, что, соответственно, повышает риск электротравматизма.

Определение

Работой под напряжением считается такой вариант обслуживания всей или только участка электроустановки, когда с нее не снимается рабочее напряжение, а ремонтные или испытательные операции осуществляются в штатном режиме работы электроустановки. Безопасность работников обеспечивается посредством приспособлений и инструмента из изоляционных материалов, которые призваны внести раздел в цепь между напряжением и землей. В зависимости от места расположения изоляции по отношению к человеку выделяют три метода выполнения работ под напряжением.

Методы проведения работ под напряжением

Методика работы под напряжением, в связи с угрозой поражения персонала электротоком, требует особой бдительности и неукоснительного соблюдения мер безопасности. Так как при замыкании частей электроустановки работником на землю начинается протекание электрического тока, то безопасное выполнение работ может обеспечиваться при условии, что человек будет изолирован от земли, или только от токоведущих частей, или и от того, и от другого одновременно.

Изоляция человека от земли

Один из вариантов работы под напряжением – выполнить изоляцию рабочего от заземленных элементов. Наиболее часто применяется на контактной сети городского транспорта и железнодорожных предприятий, питающих линиях, осветительных приборах и т.д. При таком методе профиспытаний или ремонтов линий должно обязательно соблюдаться правило единого потенциала. Это означает, что все члены бригады, инструмент и рабочие площадки должны подводиться к тому же потенциалу, что и линия электропередач.

Рисунок 1: Изолированная вышка автомотрисы

Рассмотрите рисунок 1, здесь приведен пример устройства для изоляции работника на контактной сети т заземленной части. Это вышка автомотрисы, позволяющая работать без снятия напряжения.

На рисунке изображена сама вышка А, переходная площадка Б и изоляторы И. Для обеспечения безопасности вышка приравнивается к потенциалу провода посредством шунтирующей штанги. Это значит, что на нее подается напряжение контактной сети, которое автоматически переходит под ноги работника и человек находится в одном потенциале с токоведущими частями и рабочей площадкой. В то время, как изоляторы И отделяют их от земли и препятствуют протеканию тока, благодаря изоляторам цепь остается разомкнутой и обеспечивается безопасное выполнение работ под напряжением.

Переходная площадка Б в этой ситуации выступает в роли нейтрального элемента, который позволяет переходить с заземленной палубы автомотрисы на площадку, которая находится под напряжением. Направление движения человека показано синей линией. Технология перехода запрещает одновременное движение более одного человека при работе под напряжением. Один человек переходит сначала с палубы на площадку Б, а затем с нее на рабочую площадку А.

В случае аварийной ситуации (пробоя изолятора И, падения провода на землю, перекрытия изоляции площадки), персоналу ничего не будет угрожать. Так как при наличии шунтирующего элемента ток не будет протекать через работника.

В данном случае рассмотрен лишь частный способ выравнивания потенциалов. Но помимо него существуют и другие приспособления:

  • В электрических сетях для этой цели применяются автовышки, изолированные лестницы.
  • На железной дороге, помимо уже рассмотренных автомотрис – лейтер.
  • Для воздушных линий 330 – 750 кВ могут использоваться вертолеты.

Все вышеперечисленные способы работ под напряжением должны выполняться только лицами, которые прошли проверку знаний отраслевых инструкций.

Изоляция человека от токоведущих частей, при этом, не изолируя от земли

Такая работа под напряжением предусматривает, что работник будет находиться непосредственно на земле или на постоянно заземленной конструкции. А все манипуляции, которые он производит на распределительных устройствах или на линии обязательно выполняются при помощи электрозащитных средств. Они отделяют работника от тех элементов, которые находятся под напряжением и должны выбираться ответственным руководителем в соответствии с классом напряжения, на который рассчитана электроустановка.

Примеры работ.

В качестве примера рассмотрите работу под напряжением по замене предохранителя, которая может производиться как для устройств до 1 кВ, так и свыше, в зависимости от ситуации.

Рисунок 2: Замена предохранителя под напряжением

Как видите на рисунке 2, показана работа под напряжением во время замены предохранителя в устройстве более 1 кВ. При этом работник обязан соблюдать такие требования безопасности:

  • Использовать диэлектрические перчатки;
  • Применять специальный щиток, предотвращающий попадание искр в лицо и глаза, на случай возникновения таковых;
  • Держать клещи до ограничительных колец на вытянутых руках;
  • Пользоваться только испытанным и пригодным для работы инструментом.

Достаточно часто под напряжением выполняется замена предохранителей до 1 кВ в цепях управления, их оперативное удаление при проведении каких-либо плановых или аварийных работ. При этом меры безопасности отличаются от работ в цепях свыше 1 кВ – применять лицевой щиток не требуется, а клещи выбираются для определенного класса напряжения, и могут быть без ограничительных колец, но при этом обязательно применяется отделение человека от земли изолирующей подставкой, обувью или ковриком.

Еще одним примером может послужить работа оперативной штангой. При этом работник может без труда совершать какие-либо манипуляции с теми же однополюсными разъединителями и прочие операции.

Рисунок 3: Работа изолирующей штангой

Здесь, при техническом обслуживании электроустановок выше 1 кВ, применяются куда более жесткие меры безопасности. Согласно технологических карт работник обязан надеть диэлектрические перчатки и щиток. Проверить на изолирующей штанге работу вращающегося механизма. При выполнении манипуляций без отключения линии должен строго соблюдать положение рук относительно ограничительного кольца.

Еще один вариант – работа с указателем напряжения в сетях 6 — 110 кВ. Это устройство позволяет при отключении потребителя убедиться, что на токоведущих элементах отсутствует напряжение. Но предварительно, ремонтный персонал обязан проверить его на работоспособность, что осуществляется посредством прикосновения щупом к тем шинам или элементам, которые заведомо находятся под напряжением.

Рисунок 4: Опробование указателя напряжения

Как видите, на рисунке 4 показано касание щупом одной из шин переменного тока на фазе С, которое обозначено буквой А. В случае наличия напряжения в сигнализаторе Б будет видно горение лампы. Такая работа также выполняется в диэлектрических перчатках, обязательно соблюдается отметка ограничительного кольца.

Изоляция рабочего от токоведущих частей и земли

Данные работы под напряжением при эксплуатации электроустановок требуют выполнения специальных инструкций. Человек, в такой ситуации, подлежит одновременному ограждению изолирующими элементами и от земли, и от токоведущих частей. Следует отметить, что в различных видах работ изоляция от земли может выполняться с целью ограждения от шагового напряжения, а иногда выполняется, как дополнительная или основная преграда на пути протекания тока.

В качестве примера работы под напряжением в сетях до 1 кВ можно рассмотреть чистку панелей электрических двигателей под нагрузкой, испытания изоляторов и прочие.

Рисунок 5: Испытание исправности изолятора

Как видите, данная работа под напряжением выполняется с изолирующей съемной вышки (лейтера) Л. При такой манипуляции человек обязательно должен ограждаться от токоведущих частей, из-за того, что испытание одновременно задействует и токоведущую и заземленную часть изолятора. Персонал, при этом, пользует диэлектрические рукавицы и специальную штангу для измерения с целью оградить себя от напряжения. Но перчатки и штанга являются лишь дополнительными защитными средствами, а вот лейтер выполняет функции основного средства изоляции работника от земли.

Используемые в работе электрозащитные средства

Все защитные приспособления по своей способности обезопасить человека от вредного воздействия тока подразделяются на основные и дополнительные средства. Так, при работе в устройствах до 1 кВ те же перчатки будут выступать в роли основного, а вот в распределительных сетях выше 1 кВ, уже как дополнительное. Потому что в одиночку они не способны полностью устранить токи утечки или могут подвергнуться пробою. А вот диэлектрический коврик во всех случаях является исключительно дополнительным средством.

Посмотрите, в таблицах ниже приведено разделение средств защиты в соответствии с классом напряжения.

Таблица 2. Дополнительные электрозащитные средства для работы в электроустановках:

Обязательные требования к средствам защиты

В процессе эксплуатации защитные средства могут утрачивать свойства, обеспечивающие выполнение ними поставленных задач. Чтобы предотвратить какие-либо несчастные случаи, некоторые средства должны проходить периодические испытания и осмотры, а остальные только осмотры. Все процедуры фиксируются в соответствующих журналах, а информация о пригодности после испытания на самом средстве защиты.

Перед началом работ ответственное лицо производит обязательную проверку пригодности изоляционного инструмента или средства. И в случае:

  • просроченной даты;
  • отсутствия информации об испытаниях;
  • наличии повреждений более установленных правилами;

изымает такие средства для ремонта и внеплановой проверки.

Это видео в дополнение темы статьи


Работы под напряжением

Работы под напряжением (рис. 11.6, а, б) ведут с изолирующих рабочих площадок автомотрис и дрезин (работа запрещена до раз­работки безопасных приемов труда) и изолирующих съемных вы­шек (см. п. 12.1). Особенность этих работ заключается в том, что исполнитель работ непосредственно соприкасается с высоким на­пряжением. При выполнении этих работ должна быть исключена возможность прикосновения к заземленным конструкциям.

Перед началом работ осматривают изолирующие части вышек и площадок, исправность всех частей, протирают лестницы и изо­ляторы. Опробуют изоляцию рабочим напряжением непосредствен­но от контактной сети. Для этого после подъема на изолирующую площадку, не касаясь контактной сети и находясь на возможно да­леком расстоянии от нее, крюком шунтирующей штанги прикаса­ется к одному из элементов контактной сети, находящемуся под напряжением (струне, электрическому соединителю или фиксатору), и убеждаются в исправности изолирующих частей.

Не допускается шунтирующей штангой приближаться к изоля­тору на расстояние менее 1 м и касаться провода, находящегося под механической нагрузкой, так как при неисправности изоля­ции вышки возникает электрическая дуга, которая может повре­дить изолятор или вызвать пережог провода.

После проверки изоляции шунтирующие штанги завешивают на провода контактной подвески и оставляют в этом положении на все время производства работ. Завешенная шунтирующая штан­га надежно контролирует состояние изоляции и выравнивает по­тенциал всех частей, к которым одновременно прикасается рабо­тающий. Если происходит передвижение вышки и требуется временно снять шунтирующую штангу, работник, находясь на пло­щадке, не должен прикасаться к проводам и конструкциям.

Рис. 11.6. Работа на контактной сети под напряжением: а — на несущем тросе с использованием 3-метровой лестницы; б — на контактном проводе

На изолирующей площадке автомотрисы и дрезины одновре­менно могут находиться и работать не более трех, а на изолирую­щей съемной вышке — не более двух электромонтеров. Поднима­ются на изолирующие площадки автомотрисы и дрезины поочередно при снятых шунтирующих штангах.

В отличие от работ с рабочих площадок автомотрис и дрезин работы с изолирующей съемной вышки, как правило, выполняют без прекращения движения поездов. Поэтому для своевременного снятия ее с пути бригада должна состоять (в зависимости от мест­ных условий) не менее чем из 4 человек, не считая сигналистов.

Во время работ с вышкой на участках с однониточными рель­совыми цепями ее устанавливают на путь таким образом, чтобы неизолированное от нижней части вышки колесо находилось на тяговом рельсе. При установке съемной вышки на земле нижнюю часть ее присоединяют к тяговому рельсу заземляющим медным проводом того же сечения, что и для шунтирования.

Подниматься на изолирующую съемную вышку могут два элек­тромонтера одновременно с двух сторон при снятых шунтирую­щих штангах.

Передвигают изолирующую съемную вышку, автомотрису или дрезину при нахождении на рабочей площадке электромонтеров только по команде находящегося там же исполнителя работ. Он предупреждает всех работающих на площадке о прекращении ра­боты и, убедившись, что они не касаются проводов, снимает на время передвижения шунтирующие штанги. Передвижение долж­но быть плавным: скорость съемной вышки не более 5 км/ч, а ав­томотрисы и дрезины — не более 10 км/ч.

Работы под напряжением выполняют без приказа энергодис­петчера, но с его разрешения и уведомления о месте и характере намечаемых к выполнению работ, а также об их окончании. Если работы будут выполняться в местах секционирования контактной сети (на изолирующем сопряжении, секционном изоляторе или в резном изоляторе, разделяющем две секции контактной сети), требуется приказ энергодиспетчера. При этом секции должны быть зашунтированы включением секционного разъединителя, а шун­тирующие штанги установлены на провода обеих секций контакт­ной сети. Кроме того, для выравнивания потенциалов по секциями исключения протекания уравнительного тока по монтажным при­способлениям на месте работ не далее одного пролета между опо­рами устанавливают съемную шунтирующую перемычку из мед­ного гибкого провода площадью сечения не менее 50 мм 2 .

Нельзя работать под напряжением под пешеходными мостами путепроводами, бункерами, в тоннелях и на мостах с ездой пони­зу, а также под жесткими поперечинами и в других местах, где рас­стояние до заземленных конструкций или конструкций и прово­дов, находящихся под напряжением других секций, менее 0,8 м.

Не разрешаются работы под напряжением во время грозы, дож­дя, тумана и мокрого снегопада, так как в этих условиях утечка тока через изолирующие части становится опасной. Во избежание случайных захлестываний проводов и опрокидывания съемной вышки нельзя выполнять работы под напряжением при скорости ветра свыше 12 м/с.

При работах с изолирующих вышек запрещено: оставлять на рабочей площадке инструмент и другие предметы, которые могут упасть во время установки или съема вышки; работающим внизу прикасаться непосредственно или через какие-либо предметы к съемной вышке выше заземленного пояса; осуществлять работы, при которых на вершину вышки передаются усилия, вызывающие опасность ее опрокидывания; передвигать съемную вышку по земле при нахождении на ней работников.

Во всех случаях производитель и другие работники строго сле­дят за тем, чтобы во время работы исключалась возможность шун­тирования изолирующей части вышки или изоляторов изолирую­щей площадки автомотрисы и дрезины любыми предметами (штангами, проволокой, фиксатором, лестницей и т. п.). При ра­ботах с изолирующих площадок автомотрис и дрезин ограждение площадок должно быть поднятым.

Если необходимо подняться на несущий трос и другие прово­да, используют деревянную лестницу длиной 3 м с крючками для завески на трос или провод. Для работы на лестнице работник зак­репляется к тросу стропой предохранительного пояса.

В связи с тем что работы с изолирующих съемных вышек выпол­няют без прекращения движения поездов, очень важно правильно ог­радить место работ и своевременно предупредить о подходе поезда.

Место работ ограждают специально выделенные сигналисты 1 (рис. 11.7). Они должны иметь сигнальные принадлежности на слу­чай необходимости остановки поезда (сигнальные флажки, рожок и петарды) и поддерживать связь с производителем работ (види­мую или через радиостанции). Во время работ на главных путях перегонов и станций сигналисты отходят от места работ в обе сто­роны на расстояние тормозного пути, которое зависит от приня­той на участке скорости движения поездов, профиля пути и обра­щающегося подвижного состава. Это расстояние «Б» (см. рис. 11.7) устанавливается начальником дороги и составляет 1000—1700 м.

В случае приближения поезда сигналист подает сигнал производите­лю работ и следит за съемом вышки с пути. Если же по условиям работы вышка не снята с пути, сигналист принимает меры к остановке поезда.

Когда не обеспечивается видимость между основными сигна­листами и бригадой, между ними выставляют промежуточных сиг­налистов 2, которые повторяют их сигналы.

Так как для прекращения работ и снятия вышки с пути требует­ся некоторое время, основному сигналисту 1 необходимо знать о приближении поезда заблаговременно. Так, при скорости движения 120 км/ч он должен знать о появлении поезда на расстоянии 2 км

Рис. 11.7. Ограждение изолирующей съемной вышки

(расстояние «В»). Для этих целей при необходимости дополнитель­но выставляют сигналиста-оповестителя 3.

Если нарушена связь между производителем работ и основ­ным сигналистом (неисправность радиостанции, прекращение ви­димой связи по условиям проходящего по соседнему пути поезда и другим причинам), бригада прекращает работы и убирает вышку с пути, а сигналист при отсутствии информации о прекращении работ принимает меры к остановке поезда.

На направлениях, где скорости движения пассажирских поез­дов превышают 140 км/ч, вводят дополнительную меру безопас­ности, заключающуюся в прекращении всех работ и снятии выш­ки за 10 мин до прохода скоростного поезда, все работники отходят от пути на расстояние не менее 5 м.

Когда при выполнении работ на контактной сети двухпутных и многопутных участков проходит поезд по соседнему пути, работы должны быть прекращены и все члены бригады должны следить за проходящим поездом, обращая внимание на сигнал основного сиг­налиста. Если по соседнему пути идет пассажирский поезд со скоро­стью более 140 км/ч, работа прекращается, работающие сходят вниз и съемная вышка за 5 мин до прохода этого поезда убирается с пути.

На двухпутных участках при одностороннем движении поез­дов по каждому пути допускается одностороннее ограждение съем­ной вышки. Такое ограждение возможно в светлое время суток, если оба пути открыты для движения поездов и нет скоростного движения. При таком ограждении снятие вышки на соседний путь недопустимо. В этих случаях производитель работ поддерживает связь с энергодиспетчером для выяснения возможной организации движения поездов по неправильному пути.

Съемные вышки для работ на станционных путях ограждают на рас­стоянии не менее 50 м от места работ таким образом, чтобы сигналист мог видеть передвижение подвижного состава по примыкающим съез­дам. Кроме того, о приближении поезда на путь, где производят работу, бригаду оповещает по громкоговорящей связи дежурный по станции или парку, с которым заблаговременно согласовывают место работы.

При работах на контактной сети с изолирующих съемных вы­шек выдают предупреждения локомотивным бригадам об особых условиях следования поезда.

Работа с автомотрис, имеющих заземленные рабочие площадки, вы­полняется только со снятием напряжения и заземлением контактной сети.

Работа с лейтера под напряжением

Техника безопасности при работах на контактной сети

Работы на контактной сети под напряжением

Принцип работы под напряжением заключается в том, что рабочую площадку монтажного средства (изолированной съемной вышки или монтажно-восстановительной дрезины), на которой находится монтер, ставят под потенциал контактной сети.

Практически это выполняется следующим образом. Изолированную съемную вышку, например, устанавливают под контактную подвеску в месте предстоящей работы. При этом ни одним своим элементом вышка не должна прикасаться к частям, находящимся под напряжением. Монтер поднимается по одной из лестниц вышки на рабочую площадку, находясь как можно дальше от проводов контактной сети.

После этого, взяв в руки шунтирующую штангу, провод которой присоединен к полу рабочей площадки, монтер дотрагивается ее крюком до струны контактной подвески, проверяя тем самым изоляцию съемной вышки. Если искрения в месте контакта крюка шунтирующей штанги со струной нет, значит изоляция вышки удовлетворительна. Монтер завешивает шунтирующую штангу на провод, а затем и вторую штангу, в результате чего рабочая площадка надежно ставится под потенциал контактной сети.

При одинаковых потенциалах рабочей площадки и контактной сети монтер может прикасаться к частям, находящимся под напряжением (и, следовательно, выполнять работу), не испытывая каких-либо неприятных ощущений, так как через его тело не протекает никакого тока.

Чтобы подняться на рабочую площадку второму монтеру, монтер, находящийся наверху, снимает шунтирующие штанги с контактной сети, отодвигается от частей, находящихся под напряжением, чем исключает всякую возможность случайного прикосновения к ним, и (только после этого) дает разрешение второму монтеру подняться на вышку.

Полная безопасность работающих под напряжением на съемной вышке лиц обеспечивается соблюдением следующих основных положений:

не подниматься на вышку и не спускаться с нее при завешенных на контактную сеть шунтирующих штангах или прикасающихся к контактной сети элементах вышки;

не прикасаться к частям контактной сети, находящимся под напряжением, при неустановленных шунтирующих штангах;

не передавать на рабочую площадку каким бы то ни было способом материал и инструмент при завешенных шунтирующих штангах;

не бросать на пол рабочей площадки проволоку и другие материалы, которые при падении или свисании могут перекрыть изолирующие части вышки;

не прикасаться (непосредственно или через какие-либо предметы) к частям контактной сети, не находящимся под напряжением;

не работать на расстоянии менее 0,8 м (на контактной сети постоянного тока) и 1 м (на контактной сети переменного тока) от заземленных частей, частей и проводов, находящихся под любым другим напряжением, проводов, пересекающих ревизуемую подвеску, и проводов, электрически с ревизуемыми проводами наглухо и видимо не связанных;

не спускаться по вышке ниже шунтирующего пояса и не подниматься выше заземленного пояса при завешенных шунтирующих штангах;

находящимся внизу лицам не прикасаться к вышке выше заземленного пояса и не дотрагиваться до упавших шунтирующих штанг и свисающих с рабочей площадки предметов;

не оставаться на проводах контактной сети при передвижении вышки на новое место или после снятия вышки с пути.

При работах под напряжением в местах секционирования (на воздушных промежутках, секционных изоляторах и пр.) шунтирующие штанги вышки устанавливают на провода, принадлежащие разным секциям.

Работать под напряжением разрешается в светлое время суток; в исключительных случаях работа допускается и в темное время, но при хорошей освещенности места работ, обеспечивающей видимость изоляторов и проводов контактной сети на расстоянии не менее 50 м.

Работы под напряжением запрещаются в следующих случаях: во время грозы, дождя, тумана и мокрого снегопада; под пешеходными мостами, путепроводами, бункерами, в тоннелях и на мостах с ездой понизу;

на несущем тросе под консолями, ригелями и сигнальными мостиками, а также под гибкими поперечинами с нижним фиксирующим тросом, не находящимся под напряжением той же секции на которой работают;
во всех местах, где расстояние от работающего до заземленных конструкций или частей и проводов, находящихся под любым другим напряжением и электрически не связанных с ревизуемыми проводами, менее 0,8 м для контактной сети постоянного тока и 1 м для контактной сети переменного тока. При работах с подвесными лестницами на контактной сети постоянного тока это расстояние должно быть не менее 1 м. На контактной сети переменного тока расстояние по воздуху от конца подвесной лестницы при любом ее положении до указанных частей должно быть не менее 1 м когда не может быть использована полная длина изолирующей части приставной лестницы (при работах на контактной сети постоянного тока) или съемной вышки.

Работы под напряжением ведут по нарядам. Во всех случаях, кроме работ в местах секционирования и на изолированных гибких поперечинах, от энергодиспетчера не требуется приказа, разрешающего работы. Энергодиспетчер только уведомляется руководителем работ о месте и характере предстоящей работы.

В местах секционирования и на изолированных гибких поперечинах работают по приказу энергодиспетчера, обеспечивающего до начала работ электрическое соединение секций, на стыке которых ведут эти работы.

Некоторые работы на контактной сети выполняют, как уже упоминалось, при снятии напряжения с оборудования или отдельных узлов отключением их от проводов, постоянно находящихся под напряжением. Так, на время ревизий секционных разъединителей и роговых разрядников отсоединяют их шлейфы от контактных подвесок; при смене фиксаторов их открепляют от контактного провода и отводят в сторону, располагая параллельно пути.

Особое место занимают работы на изолированных гибких поперечинах, т. е. на таких гибких поперечинах, где изоляторы в тросах врезаны как вблизи контактных подвесок, так и вблизи опор. Элементы гибких поперечин, расположенные около изоляторов, ближних к контактным подвескам (и сами изоляторы), осматривают после подачи напряжения на нейтральные части тросов соединением их с контактными подвесками. Работники в этом случае поднимаются с изолированных съемных вышек.

Элементы, расположенные около изоляторов, ближних к опорам (и сами изоляторы), осматривают после заземления нейтральных частей тросов. В этом случае работники поднимаются по опорам.

Все работы на контактной сети выполняются в строгом соответствии с Правилами техники безопасности при эксплуатации контактной сети постоянного тока электрифицированных железных дорог и Правилами техники безопасности при эксплуатации контактной сети переменного тока электрифицированных железных дорог, утвержденными Президиумом ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и руководством Министерства путей сообщения.

Безопасность персонала, эксплуатирующего контактную сеть, во многом зависит от качества и состояния монтажных и защитных средств. При работах разрешается пользоваться только теми средствами, которые прошли соответствующие испытания, и время очерёдного испытания не истекло.

Нормы и периодичность проводимых в условиях дистанций механических испытаний монтажных и защитных средств приведены в табл. 9.

Практика показала, что наиболее правильно проводить механические испытания предохранительных поясов, когтей и веревок полиспастов на специальных стендах (рис. 114).

Работа с лейтера под напряжением

ГОСТ Р 56622-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫШКИ ИЗОЛИРУЮЩИЕ СЪЕМНЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ НА КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Removable insulating towers for operation on the railway contact network. Specifications

Дата введения 2016-07-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на съемные изолирующие вышки для работы на контактной сети железной дороги (далее — вышки).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.401 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 1516.2 Электрооборудование и электроустановки переменного тока на напряжение 3 кВ и выше. Общие методы испытаний электрической прочности изоляции

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 5264 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 6402 Шайбы пружинные. Технические условия

ГОСТ 7165-93 (МЭК 564-77) Мосты постоянного тока для измерения сопротивления

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7721 Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 9569-2006 Бумага парафинированная. Технические условия

ГОСТ 10354-82 Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 10461 Шайбы стопорные с зубьями. Общие технические условия

ГОСТ 10462 Шайбы стопорные с внутренними зубьями. Конструкция и размеры

ГОСТ 10463 Шайбы стопорные с наружными зубьями. Конструкция и размеры

ГОСТ 11872 Шайбы стопорные многолапчатые. Технические условия

ГОСТ 13463 Шайбы стопорные с лапкой. Конструкция и размеры

ГОСТ 13464 Шайбы стопорные с лапкой уменьшенные. Конструкция и размеры

ГОСТ 13465 Шайбы стопорные с носком. Конструкция и размеры

ГОСТ 13466 Шайбы стопорные с носком уменьшенные. Конструкция и размеры

ГОСТ 13837 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 14771 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17516.1 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 23216 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка

ГОСТ 32895 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

ГОСТ Р 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51685 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 32895, а также следующие термины с соответствующими определениями:

электрозащитные средства: Переносимые и перевозимые изделия, служащие для защиты людей, работающих с электроустановками (а также при работе с электрооборудованием), от поражения электрическим током, от воздействия электрической дуги и электромагнитного поля.

3.2 изолирующая часть лестницы (съемной изолирующей вышки): Участок в средней части лестницы (съемной изолирующей вышки), на котором диэлектрический материал лестницы не зашунтирован токопроводящими частями конструкции нижнего заземленного пояса и/или верхнего шунтирующего пояса.

4 Технические требования

4.1 Основные показатели и характеристики

4.1.1 Показатели назначения

Вышки предназначены для выполнения работ на контактной сети железной дороги и защиты персонала, выполняющего работы, от поражения электрическим током, вызванным рабочим или наведенным напряжением. С точки зрения технических средств обеспечения электробезопасности по ГОСТ Р 12.1.019 вышки рассматриваются как основное электрозащитное средство, обеспечивающее электрическую изоляцию рабочего места.

4.1.2 Общие конструктивные требования

4.1.2.1 Вышки изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технической документации на вышки конкретного вида (типа) по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

4.1.2.2 Конструкция вышки должна включать следующие основные части:

— нижний заземленный пояс;

— верхний шунтирующий поясе рабочей площадкой;

Лестницы должны образовывать конструкцию, механически объединяющую нижний заземленный пояс с верхним шунтирующим поясом и одновременно электрически изолирующую их друг от друга.

Основные части конструкции вышки, их взаимное расположение и основные размеры показаны на рисунке 1.

1 — верхний шунтирующий пояс с рабочей площадкой; 2 — лестницы; 3 — нижний заземленный пояс; — длина вышки; — ширина вышки; — высота вышки; — расстояние между наиболее высоко расположенной частью конструкции нижнего заземленного пояса и наиболее низко расположенной частью конструкции верхнего шунтирующего пояса. Шунтирующие штанги на рисунке условно не показаны

Рисунок 1 — Основные части конструкции вышки, их взаимное расположение и основные размеры

4.1.2.3 Расстояние между наиболее высоко расположенной частью конструкции нижнего заземленного пояса и наиболее низко расположенной частью конструкции верхнего шунтирующего пояса должно быть не менее 2900 мм.

4.1.2.4 Длина вышки должна быть от 2400 до 2500 мм. Ширина вышки должна быть не более 1720 мм. Высота вышки должна быть от 5540 до 5550 мм. Остальные габаритные размеры вышек — по технической документации на вышки конкретного вида (типа).

Масса вышки должна быть не более 155 кг. Для разборных вышек допускается увеличение массы до 160 кг.

4.1.2.5 Грузоподъемность вышки должна быть не менее 300 кг.

4.1.2.6 Требования к сварным швам частей нижнего заземленного пояса и верхнего шунтирующего пояса, выполненных ручной дуговой сваркой, — по ГОСТ 5264, к швам, выполненным дуговой сваркой в защитном газе, — по ГОСТ 14771.

4.1.2.7 Части конструкции вышки не должны иметь острых выступов, кромок и заусенцев. На поверхности частей конструкции не должно быть окалины и ржавчины.

4.1.2.8 Металлические части конструкции нижнего заземленного пояса и верхнего шунтирующего пояса, за исключением поверхности катания колеса, указанного в 4.1.3.4, должны быть огрунтованы и окрашены. Грунтовка и окраска должна соответствовать VI классу покрытий по ГОСТ 9.032.

Требования к покрытиям лестниц и к покрытию поверхности катания колеса, указанного в 4.1.3.4, принимают в соответствии с рекомендациями изготовителя материала и указывают в технической документации на вышки конкретных типов.

4.1.2.9 Резьбовые соединения частей конструкции вышки должны быть предохранены от ослабления применением пружинных шайб по ГОСТ 6402 или стопорных шайб по ГОСТ 10461 — ГОСТ 10463, ГОСТ 11872 или ГОСТ 13463 — ГОСТ 13466.

Техника безопасности при работе на контактной сети

Контактная сеть считается под напряжением с момента первой подачи в неё напряжения. С момента подачи в контактную сеть напряжения все переключения на контактной сети, а также подача и снятие с неё напряжения должны производиться только по приказу электродиспетчера, оформляемому в установленном порядке.

В каждой работающей на контактной сети группе должен иметься руководитель, отвечающий за безопасность работающих под его руководством лиц и за безопасность движения поездов по месту производства работ.

Руководитель работы должен иметь при себе схему секционирования контактной сети. Каждый раз перед окончанием работы руководитель работ должен привести контактную сеть в состояние, обеспечивающее безопасность следования поездов по месту работ с установленной графиком движения скоростью и безопасность посторонних лиц и обслуживающего персонала.

Работники, производящие работы на контактной сети, обязаны беспрекословно выполнять все распоряжения руководителя работ и приступать к работе на сети не раньше, чем руководитель работ даст на это своё разрешение.

Все работы на высоте могут производиться только в присутствии поблизости от места работ (не далее одного мачтового пролёта) второго работника. Работы на высоте без предохранительных поясов воспрещаются.

Во время работы работающие должны закрепляться карабином или цепью предохранительного пояса за опоры или за окончательно закреплённые тросы и провода.

При передвижении по вспомогательным, фиксирующим или несущим тросам обязательно закрепление цепью предохранительного пояса к одному из тросов.

При работе вблизи проводов или деталей контактной сети, находящихся под напряжением, работники должны находиться от них на расстоянии не менее 2 м. Руководитель работ должен постоянно при этом следить, чтобы работники его группы не могли случайно прикоснуться верёвкой, проволокой, тросом и другими предметами к проводам и деталям контактной сети, находящимся под напряжением.

С разрешения в каждом отдельном случае начальника дистанции контактной сети или его заместителя (мастера дистанции) в светлое время суток допускается производство работ на расстояние меньше 2 м, но не менее 0,8 м от частей, находящихся под напряжением.

При работе вблизи частей, находящихся под напряжением, каждая работающая группа должна иметь заземляющую штангу, причём башмак её должен быть присоединён к рельсу.

Для производства работ без снятия напряжения с сети на деревянных опорах, не имеющих специальных заземлений, при наличии оттяжки необходимо до начала работ проверить исправность изоляторов. Для этого крюком заземляющей штанги, с присоединённым к рельсу заземляющим проводом, прикасаются поочерёдно к арматуре, связанной с изоляторами (консоль, кронштейны, крепительные уголки и т. п.). После этого штанга завешивается на тот элемент арматуры, где будет производиться работа, и оставляется на месте работ. При этом штанга может быть заменена медным заземляющим проводом, сечением не менее 50 мм2 со специальными зажимами на концах.

При производстве работ, не препятствующих проходу поездов, провода, натяжные приспособления, верёвки, проволока и т. п. не должны выступать за пределы габарита приближения строений к пути.

При производстве на путях работ, препятствующих проходу поездов, место работ должно быть ограждено сигналами в соответствии с требованиями ПТЭ и Инструкции по сигнализации.

При производстве на путях работ, не препятствующих движению поездов, руководитель работ лично и через особо выделенных специалистов обязан следить за поездами, подходящими к месту работ с обеих сторон.

При приближении поезда руководитель работ заблаговременно даёт распоряжение всем работающим об уходе с пути на ближайшую обочину земляного полотна, не ближе 2 м от рельса на перегоне, или на соседнее междупутье — на станции.

Если условия работы не обеспечивают достаточной видимости и надёжной связи сигналистов с работающей группой людей, руководителем работ должны быть выставлены дополнительно промежуточные сигналисты. В особо трудных условиях, например, при работе с лейтера на больших мостах, в тоннелях и скальных выемках большой протяжённости, сигналисты выставляются на такие расстояния от места работ, чтобы с момента предупреждения о подходе поезда обеспечивалось достаточное время для работающей группы монтёров прекратить работу и выйти с лейтером и другими приспособлениями на безопасное место. В случае надобности между удалёнными сигналистами и работающей группой устанавливается телефонная связь при помощи переносных телефонов.

Работа на проводах высокого или низкого напряжения, пересекающих контактную сеть или проходящих на расстоянии менее 4 м от частей контактной сети, находящихся под напряжением, допускается только с разрешения электродиспетчера при условии снятия напряжения с контактной сети и её заземления. Работа может производиться только под наблюдением специально выделенного работника контактной сети.

Работа на контактной сети во время грозы воспрещается.

Каждая отдельно работающая на контактной сети группа должна иметь при себе аптечку, предохранительные пояса, необходимые сигналы, а при работе вблизи от находящихся под напряжением частей — также резиновые перчатки и заземляющую штангу, а в зависимости от местных условий и переносный телефон.

Все применяемые при производстве работ на контактной сети монтажные и предохранительные приспособления должны периодически в установленные сроки освидетельствоваться и испытываться по действующим нормам.

Основные монтажные и предохранительные приспособления: монтажные вагоны, вышки, лейтеры, лестницы, лебёдки, полиспасты, предохранительные пояса, когти, шунтирующие и заземляющие штанги, резиновые перчатки и боты, должны иметь присвоенные им номера и должны быть занесены в хранящиеся у начальников дистанций или у производителей работ книги, в которых должны фиксироваться даты и результаты производящихся освидетельствований и испытаний монтажных приспособлений. Каждый раз перед началом работы все монтажные и предохранительные приспособления должны осматриваться лично непосредственным руководителем работы.ользоваться монтажными и предохранительными приспособлениями с просроченными сроками испытания и освидетельствования не допускается.